Глава 1.
Теоретические основы управления временем менеджера
современной организации
1.1 Роль тайм-менеджмента в планировании рабочего процесса
Тайм-менеджмент первоначально сложился как
практическая дисциплина, разрабатываемая в большей степени консультантами по
управлению, нежели учеными. Ряд отечественных и западных специалистов по
управлению разрабатывали практические технологии планирования, предлагая их
менеджерам-практикам в форме книг и учебных курсов. Среди отечественных работ в
этой области стоит отметить как получившие наиболее широкое распространение
исследования и подходы Г.Х.Попова, среди западных - технологии Ст.Кови (США),
Л.Зайверта (Германия), К.Меллера (Дания). Усилиями этих и других исследователей
тайм-менеджмент к 70-м г.г. XX в. оформился как самостоятельная дисциплина,
предлагающая менеджеру-практику широкий выбор систем планирования и
самоорганизации.
Как правило,
применение либо неприменение технологий тайм-менеджмента оставлялось
руководством организации на собственное усмотрение сотрудника. Поэтому в
научном менеджменте сравнительно редко затрагивались вопросы самоменеджмента и
персональной организации труда. Классики научного менеджмента (напр.
Ф.У.Тейлор) впервые поставили вопрос о централизованном внедрении
технологий персональной организации труда, рассматривая при этом в основном
физический труд. Директор Центрального Института Труда А.К.Гастев
механистическому подходу в таком внедрении «сверху» противопоставил идею
«организационно-трудовой бациллы», побуждающей сотрудника организации
самостоятельно совершенствовать рабочие процессы. Председатель Лиги «Время»
П.М.Керженцев с общей организации труда перенес акцент на время, стал
рассматривать его как один из важнейших ресурсов организации и сотрудника.
Основатель Теории решения изобретательских задач Г.С.Альтшуллер впервые указал
на выработку с помощью хронометража «чувства времени», перерастающего в
«чувство эффективности», изменяющее культуру человека и организации. Наконец,
П.Друкер, обратив внимание на сложность управления творческим и управленческим
трудом «сверху», без задействования самостоятельной инициативы сотрудника,
обозначил задачу повышения эффективности управленческого и творческого труда
как ключевую для менеджмента в XXI веке.
Таким
образом, можно выделить две основных ветви исследований: собственно
тайм-менеджмент, и направления общего менеджмента, так или иначе затрагивающие
вопросы персональной организации труда. Эти ветви в ходе развития сближаются,
что делает закономерным постановку вопроса о разработке методов встраивания
тайм-менеджмента в корпоративный менеджмент, являющегося центральным для
исследования. При этом, анализируя современное состояние тайм-менеджмента,
можно отметить следующее:
1. .Наиболее
распространенные технологии классического тайм-менеджмента основаны на жестком
планировании, что делает их неадекватными динамично изменяющейся бизнес-среде,
и требует разработки альтернативных технологий, позволяющих гибко реагировать
на непредсказуемые изменения обстоятельств.
2
В
современном менеджменте и тайм-менеджменте практически не рассматриваются
вопросы корпоративного внедрения технологий тайм-менеджмента, их использования
в качестве инструмента управления организацией.
В современном менеджменте тайм-менеджмент рассматривается исключительно
как технология, позволяющая более рационально использовать рабочее время. Между
тем, сделанные в рамках отечественной школы тайм-менеджмента наблюдения
позволяют ставить вопрос о
|