1.1. Основные модели поведения менеджеров
в процессе
управленческой деятельности
Процесс управления
организациями представляет собой последовательность действий работников
аппарата управления, направленных на достижение целей организации. Следует
иметь в виду, что он носит циклический, спиралевидный характер, т.е. процесс
менеджмента начинается с момента установления взаимосвязей между субъектом и
объектом управления и заканчивается только с их исчезновением.
Нет единого мнения при определении понятия «менеджер». Два
наиболее простых и наименее неоднозначных определения «менеджера»
следующие:
1)
человек,
который отвечает за работу других людей;
2)
любой
человек, занимающий определенный уровень в иерархии, обычно это уровень
более высокий, чем должность мастера в производственном отделении,
и выше самого первого уровня контроля в офисе.
Чтобы
соответствовать огромному количеству требований, которые предъявляются
менеджерам, им приходится брать на себя сложные, многоцелевые роли. Роль вообще
- это организованный комплекс моделей поведения. Генри Минцберг идентифицировал
10 ролей, проявления которых можно найти в работе любого менеджера. Их можно
распределить по трем группам: межличностные, информационные, связанные с
принятием решения. Информационные роли объединяют всю менеджерскую
деятельность. Эти роли могут использоваться одним и тем же менеджером в
различное время в зависимости от уровня и функций управления. Каждая из десяти
ролей описывается индивидуально, но все они вместе составляют одно целое.
Три
межличностные роли, прежде всего, связаны с межличностными отношениями. В роли
номинального руководителя менеджер представляет организацию с формальной точки
зрения. Топ-менеджер и юридически и неофициально представляет компанию.
Линейный руководитель представляет рабочую группу для начальства, а
топ-менеджент - для рабочей группы. Топ-менеджер использует роль «связного»,
чтобы получать небольшие услуги и информацию, тогда как линейный менеджер
использует их, чтобы управлять потоком текущей работы. Роль лидера определяет
отношения между менеджером и сотрудниками.
Прямые
отношения с людьми в межличностных ролях ставят менеджера в уникальную позицию,
которая дает возможность получать информацию. Таким образом, три информационные
роли, также, характеризуются информационными аспектами менеджерской работы. В
роли наблюдателя и контролера менеджер получает и собирает информацию. В роли
распространителя менеджер транслирует специальную информацию внутрь
организации. Менеджер топ-уровня получает и передает больше информации от людей
вне организации, чем менеджер линейного уровня. В роли представителя
организации менеджер направляет информацию организации в ее окружение. При
этом, топ-менеджера можно считать экспертом производства, тогда как линейный
менеджер - эксперт в рамках своего отдела, элемент организации.
В табл. 1.1 представлено
содержание основных этапов принятия и реализации решения.
1.
Атаманчук Г.В.
Конституционные основы государственной службы и кадровой политики. Лекция. -
М.: Изд-во РАГС, 2007. – 247 с.
Подрезова Ю. В. Социально-психологические
особенности современных организаций // Журнал прикладной психологии. —
2008. — № 2. — С. 20-32.
Бжилянская
Л. Управление персоналом: тенденции развития и меры государственного
регулирования. // Экономист. – 2006. - №
3. – С.12-18.
|