1.1. Понятие и сущность
концепции управленческого поведения
Нет единого мнения при определении понятия «менеджер». Два
наиболее простых и наименее неоднозначных определения «менеджера»
следующие:
1)
человек,
который отвечает за работу других людей;
2)
«любой
человек, занимающий определенный уровень в иерархии, обычно это уровень
более высокий, чем должность мастера в производственном отделении,
и выше самого первого уровня контроля в офисе».
Впервые интерес к характеру управленческого поведения
появился в 1950-х гг. Он был частью общего направления работы
социологов, которые в процессе проведения исследований выявляли, что
в действительности происходит в организации. До этого десятки
авторов строили теории об организационных принципах или функциях
управления, но никто из их не изучал работу менеджеров
непосредственно на практике.
Первым выдающимся исследователем управленческой работы был
французский менеджер и ученый Анри Файоль (Henri Fayol), опиравшийся
на свой собственный опыт. Он опубликовал свои разработки в 1916
г., но до 1949 г. они были мало известны в англоязычном мире.
Он дал описание функций управления, которое с незначительными
изменениями все еще цитируется и сегодня, Он выделил следующие
функции: планирование, организация, распорядительство (теперь эта функция
превращена в мотивацию), координация и контроль. Будучи только
абстрактными категориями, мало что говорящими об управленческом поведении,
они не могли полностью описать процесс[13, С.56].
Ранние исследования обычно описываются как школа трудовой
активности. Главным методом, используемым в них, была фиксация трудовой
активности менеджеров с использованием простых категорий. Первое
существенное исследование было проведено шведом Сьюном Карлсоном (Sune Carlson)
в 50-х гг. Он организовал ежедневный анализ деятельности
9 директоров-распорядителей, 7 шведов и 2 французов,
в течение 4 недель. Обсуждение методов исследования, особенно
связанных с проблемами регистрации результатов деятельности,
и практическая направленность работы до сегодняшнего дня находятся
в центре внимания ученых. Это исследование было инициировано группой опытных
шведских директоров-распорядителей, которые встретились с профессором
С. Карлсоном для обсуждения проблем высшего исполнительного руководства.
Они решили, что изучение их собственной работы позволит улучшить процедуры
отбора и подготовки сотрудников для высоких управленческих должностей [16,
С.72].
В отличие от всех последующих исследований
С. Карлсон использовал разных людей для записи данных, включая
исполнительного директора, его секретаря (они все были мужчинами), телефонного
диспетчера и швейцара. Ежедневный анализ был дополнен исчерпывающими
интервью и множеством основополагающих данных о личности каждого
исследуемого и о фирмах, в которых они работали.
Г. Минцберг (Mintzberg, 1973) и Р. Стюарт (Stewart, 1976)
кратко описали другие исследования, проведенные в 50-х и 60-х гг.,
в которых использовался метод ежедневного наблюдения (в России
известен метод наблюдения, называемый «фотография рабочего дня»).
Р. Стюарт также провела большое исследование, используя ежедневный анализ.
Оно было основано на специально разработанных ежедневниках, которые
в течение 4 недель заполнялись 160 менеджерами среднего
и высшего уровня,
|