Все больше руководителей российских
компаний задумываются над целесообразностью повышения профессионального уровня
своих сотрудников, т.к. в сложившейся ситуации усиления конкурентной борьбы
развитие персонала является важнейшим условием эффективного управления кадрами
в частности и развития организации в целом. Несоответствие квалификации
персонала потребностям организации чревато низкими показателями ее
деятельности. Кроме того, помимо непосредственного влияния на финансовые
результаты организации, профессиональное развитие способствует созданию
благоприятной корпоративной культуры в организациях, оказывает существенное
влияние на мотивацию работников и их преданность организации. Одним из
инструментов профессионального развития сотрудников является развитие персонала
в рамках кадрового менеджмента.
Главными
принципами кадрового менеджмента являются: индивидуализация, демократизация,
информатизация, системность, подбор работников с учетом их психологической и
социальной совместимости, учет пожеланий сотрудников при выборе форм и методов
их переподготовки и повышения квалификации.
В современном кадровом
менеджменте считается, что в вопросах обучения и образования должны быть
партнерские отношения между самой компанией и работником. Другими причинами
самоустранения работников от вопросов обучения и образования являются
отсутствие поддержки со стороны работодателя (как моральной, так и
материальной), отсутствие свободного времени, большое количество работы и
семейные проблемы. Также в число этих причин могут входить и апатия и лень,
особенно, если в организации отсутствует культура обучения.
Анализируя связь
между профессиональным развитием и обучением, выделяется три типа этой связи:
- ориентированная
на человека (человек сам определяет свои потребности);
- ориентированная на учебное заведение (которое может быть
или профессиональным органом, или учебным заведением);
- социально
ориентированная, при которой группа людей (или компания) определяет проблемы и
ищет пути их решения.
Подобный трехсторонний подход можно также
рассматривать и с точки зрения партнерства. В последние годы роль внутрифирменного
обучения в системе кадрового менеджмента растет. Подобное обучение необходимо,
если бизнес хочет оставаться конкурентоспособным и удовлетворять постоянно
меняющимся потребностям своих клиентов. Для достижения большей степени
удовлетворенности работой и сокращения текучести кадров, больше усилий и
средств должно направляться на образование, тренинг и непрерывное обучение. Во
многих компаниях в настоящее время
Книга работника кадровой службы.
Учебно-справочное пособие./ Под общ. ред. С.В.Охотского, В.М. Анисимова. - М.:
ОАО "Изд-во "Экономика", 2010. – 345 с.
Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала:
пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2010. – 435 с.
|