Макс
Вебер (1864-1920), немецкий социолог, историк, экономист и юрист. Брат А.
Вебера. В основе методологии Вебера, опирающейся на неокантианскую гносеологию,
разграничение опытного знания и ценностей; концепция «понимания», по которой
социальное действие объясняется через истолкование индивидуальных мотивов;
теория идеальных типов — абстрактных и произвольных мысленных конструкций
исторического процесса. Выступал против марксизма. В происхождении
западноевропейского капитализма отводил решающую роль протестантизму. Основные
сочинения: «Аграрная история древнего мира», «Протестантская этика и дух
капитализма», «Хозяйство и общество».
Немецким
социологом М.Вебером была обоснована типология лидерства, связанная со способом
легитимации власти. Он выделил: 1 традиционное лидерство, основанное на обычаях, традициях; 2)
рационально-легальное
лидерство, связанное с избранием лидера демократическим путем; 3) харизматическое лидерства
(от греч. "харизма" - милость, божественный дар), авторитет которого опирается на веру и
эмоции.
Для творчества Макса Вебера (1864-1920), немецкого
экономиста, историка и социолога, характерно прежде всего глубокое
проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с
помощью которых можно было бы прийти к пони-манию закономерностей общественного
развития. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал
собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает
решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность
социологов во всех странах мира.
Одним из центральных пунктов теории Макса Вебера
явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе -
социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных
взаимоотношений между людьми. При этом общество, согласно учению Вебера,
представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых,
действуя, стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных
индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации
(группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют
сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны и они понимают, что
индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действий. Это
понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда
отбрасываются ненужные образцы поведения и оставляются только те, которые можно
предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском. Таким
образом, осмысленное поведение, в результате