Глава 1. Правовое регулирование
кадровой работы
1.1.Понятие и значение кадровой
работы
Кадровая политика является особенной
категорией, используемой в законодательстве, практике и монографических
источниках, ее следует отнести к наиболее важному элементу организации всей
служебной деятельности любого вида, поскольку, как это образно подметил В.М.
Манохин, «известная формула «кадры решают все» так же стара, как и сама служба,
она ровесница службы». Однако, несмотря на
широкое использование, в литературе не выработано единого толкования понятия
кадровой политики и ее предмета - кадров.
Изучение различных точек зрения по этому
вопросу позволяет сделать вывод о том, что понятие «кадры» рассматривается в
различных толкованиях, из которых к наиболее распространенным можно отнести
следующие: во-первых, до 1917 года под понятием «кадры» подразумевались главным
образом руководящие работники различных партий и массовых организаций; во-вторых, под «кадрами»
понимается профессиональное ядро вооруженных сил; в-третьих, это понятие
наиболее часто используется в расширительном толковании и подразумевает всю
совокупность лиц (служащих, работников), выполняющих социально- значимые
функции на предприятии, в организации, учреждении на профессиональной основе за
соответствующее вознаграждение.
Например, Ю.А. Розенбаум, определяя кадры
как особую категорию лиц, занимающих должности в органах управления и
участвующих, согласно правовому статусу должности, в управленческом процессе,
направленном на реализацию управленческих функций, обусловленных компетенцией
данного органа,
предлагает возможным рассматривать управленческие кадры в широком значении как
ту категорию лиц, которой поручено руководство деятельностью других людей,
организация их труда. При этом, по его мнению,
вполне допустимо использование данного понятия и в узком значении,
применительно только к лицам, работающим в органах государственного управления.
Х.Х. Лойт приводит в качестве
основополагающего энциклопедическое определение понятия кадров - как
социально-экономического явления, включающего постоянный (штатный) состав
работников, то есть трудоспособных граждан, состоящих в трудовых отношениях с
государственными учреждениями, предприятиями с различными
организационно-правовыми формами собственности, имеющих определенную
профессиональную подготовку и обладающих специальными познаниями, трудовыми
навыками и опытом работы в избранной сфере деятельности. Важным отличительным
признаком кадров является их способность осуществлять руководство другими
людьми. Эта черта, например, подмечена Гербером Р. и Юнгом Г., которые
рассматривают кадры как категорию людей, которым в силу их способностей,
политических и профессиональных знаний поручено руководить другими людьми в
процессе осуществления поставленных задач или которые работают в каком-либо
руководящем органе5.
Применительно к функционированию
правоохранительных органов, и в первую очередь, органов внутренних дел в
литературе отстаивается тезис о необходимостя толкования кадров в широком
значении. Аналогичным образом, на наш взгляд, следует подходить и к определению
понятия кадров уголовно-исполнительной системы, чему дают основания следующие
аргументы.
Во-первых, персональный состав лиц,
осуществляющих свою деятельность в уголовно-исполнительной системе
разнообразен. Сегодня в пенитенциарной системе насчитывается свыше 50 различных
направлений трудовой деятельности, реализация которых обеспечивается
специалистами различных профилей и категорий. При этом часть из них не
находится на государственной службе, хотя и выполняет свои функции в
государственной организации; их правовой статус определяется законодательством
Российской Федерации о труде (в основном это технический и обслуживающий
персонал).
В случае рассмотрения
понятия кадров уголовно-исполнительной системы в узком понимании, предложенном
Ю.А. Розенбаумом, как категории лиц, работающих в органах государственного
управления (в рассматриваемом случае в
|