Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Военное происхождение этого
термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план,
предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и
достижение ее целей.
Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть
поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия
большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее
реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план
должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы
эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно
постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об
отрасли, конкуренции и других факторах.
Стратегический план придает
предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать
определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других
типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его
сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или
услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так,чтобы не только оставаться целостными в
течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при
необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий
стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет
деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет
о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка
делает постоянные корректировки неизбежными.
Стратегическое планирование
представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые
ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы
помочь организации достичь своих целей. Согласно Питеру Лоранжу, процесс
стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии
управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в
организации в достаточной степени. Точнее говоря, он видит четыре основных вида
управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К
ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя
координация и организационное стратегическое предвидение.
Распределение ресурсов. Данный процесс включает в
себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные
управленческие таланты и технологический опыт.
Адаптация к внешней среде. Адаптацию
следует интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия
стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением.
Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так
и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное
приспособление стратегии к окружающим условиям. Стратегическое планирование
преуспевающих компаний имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей
посредством разработки более совершенных производственных систем, путем
взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.
Внутренняя координация. Она включает координацию
стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с
целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.