ВВЕДЕНИЕ
В упрощенном понимании, менеджмент - это
умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы
поведения других людей. Менеджмент - в переводе на русский язык означает
«управление» - это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых
разнообразных организациях.
Менеджмент - это также область
человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент
как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный
слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Управление организациями - это адаптация.
Таков краеугольный камень современной методологии менеджмента. Ничто в
управлении не происходит немотивированно, все имеет свою причину, все
определяется архисложным хитросплетением влияния многих переменных, внешней и
внутренней среды организации. Именно поэтому так сложно управлять хорошо.
Современная управленческая мысль позволяет нам осознать эту истину.
Современным инструментом управления
развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и
связанной с этим неопределенности является методология стратегического
управления.
Практика показывает, что те организации,
которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление,
работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли.
Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает
успеха.
Слово «стратегия» означает «искусство
развертывания войск в бою». За последние 20 лет это понятие широко вошло в
обиход специалистов, теорию и практику менеджмента как набор правил, которыми
руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем
стратегию рассматривают и как общий комплексный план, обеспечивающий
осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.
Стратегия определяет цели
и основные пути
их достижения так, что организация
получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет
границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений.
Стратегия организации - это генеральный
план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и
последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача
стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния
в желаемое руководством будущее состояние.
Актуальность темы «Стратегическое управление
предприятием» бесспорно велика. Это сравнительно молодое, перспективное и
необходимое в бизнесе направление, имеющее большое значение и активно
используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов
организации в условиях рынка. Это направление, постепенно вводимое в России,
получило признание во всём деловом мире. Изучая стратегическое управление,
менеджеры смогут качественнее работать в условиях рынка, правильно оценивать
ситуацию и предпринимать необходимые для предприятия шаги.
Цель данной дипломной работы - показать,
что стратегическое управление является важнейшей составной частью управления
предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в
условиях рыночной экономики. В современной быстро меняющейся экономической
ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих
действий и не прогнозируя последствий.
Для достижения поставленной цели
необходимо выполнить ряд задач:
-
сформулировать необходимость стратегического управления как основы
для дальнейшего развития и роста предприятия;
-
определить сущность и содержание стратегического управления;
-
изучить функции стратегического управления и пути их реализации;
-
охарактеризовать этапы стратегического управления;
-
выяснить, как происходит процесс разработки и внедрения стратегии
управления на предприятии;
-
выявить, каковы преимущества и
недостатки стратегического управления;
-
сделать выводы из проделанной работы.
Степень изученности такой сферы
менеджмента, как стратегическое управление несомненно велика, но есть все
основания полагать, что её развитие будет продолжаться и дальше, поскольку
бизнес не стоит на одном месте, а взлётов и падений избежать не удастся.
Важно отметить, что ведущей идеей,
отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому (80-е
годы XX века), стала идея необходимости переноса центра внимания высшего
руководства на окружение, чтобы надлежащим образом и своевременно реагировать
на происходящие в нём изменения.
Объектом исследования в данной дипломной
работе является предприятие ОАО «Хадыженский машиностроительный завод».
Предметом исследования является
взаимосвязь стратегического управления предприятием и конечных результатов его
деятельности на предприятие ОАО «Хадыженский машиностроительный завод».
Практической значимостью является изучение
современной концепции стратегического управления предприятием в условиях
динамичного окружения.
В первой главе данной дипломной работы
описаны методологические основы стратегического управления предприятием, куда
входит сущность, основные понятия, основные составляющие стратегического
управления, анализ внешней и внутренней среды предприятия, определение миссии и
целей предприятия, разработка и выбор стратегии предприятия.
Во второй
главе автор дал краткую характеристику предприятия ОАО «Хадыженский
машиностроительный завод», проанализировал деятельность данного предприятия
и составил SWOT-анализ. В заключение автор дал предложения по совершенствованию
стратегического управления на данном предприятие.
|