1. Теоретические аспекты изучения особенностей совершенствования
управления развития персонала государственных учреждений
1.1. Современные концепции развития человеческих ресурсов
В
последнее время все острее встает вопрос о повышении роли персонала организации в его успешной
работе. Сейчас перед многими российскими организациями стоит ряд проблем,
связанных с управлением персоналом, и от
того, как они будут решены, во мноол зависит будущее не только этих
организаций, но и всей российской экономики.
Трудовые ресурсы — это
часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим
развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. К
трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников.
Персонал организации (кадры,
трудовой коллектив) — это совокупность работников, входящих в ее списочный
состав.
С начала XX века произошла последовательная
смена четырех концепций
роли кадров на производстве:
- концепция использования
трудовых ресурсов;
- концепция научного
администрирования;
- концепция управления
человеческими ресурсами;
- концепция
управления человеком (персоналом) [11, 23, 66].
Концепция использования
трудовых ресурсов [66] просуществовала с конца XIX в. до 60-х годов XX века. В это время главенствующей
рассматривалась только одна функция человека на производстве — его труд. Оценка
труда при этом выражалась в двух основных показателях: затраты рабочего времени
и заработная плата.
Практически одновременно
с развитием концепции использование трудовых ресурсов возникла и концепция «научного
администрирования» [66]. Широкое развитие она получила в начале 20-х годов XX века. Ее появление связано с
развитием теории бюрократической организации, в которой работник
рассматривается через свою формальную роль в организации, то есть через
должность, им занимаемую.
Следующей концепцией в
историческом развитии подходов к организации управления персоналом стала концепция
управления человеческими ресурсами, получившая развитие в 50-70-х гг. XX века. Л.И. Евенко отмечает, что в
основу данной концепции положено представление о человеке как о
невозобновляемом ресурсе, являющимся элементом социальной организации в единстве
трех компонентов: трудовая функция, социальные отношения, состояние работника [23].
Зарождение этой концепции
связывают с развитием психологической науки
и проведением ряда социально-психологических исследований по определению взаимосвязи социально-психологических
особенностей человека и производительности труда.
Одним
из создателей новых форм и методов управления персоналом в промышленности («школа
человеческих отношений»), стоящим на позициях концепции «управление
человеческими ресурсами» был американский
социолог Э. Мэйо. В ходе проведенных экспериментов он пришел к выводу, что
существует взаимосвязь между экономическими результатами функционирования производства
и мотивацией членов данной организации, а так же социальными аспектами
управления. Эти идеи получили широкое
развитие после второй мировой войны в работах [37].
Данные
работы обусловили рост интереса руководства организаций к роли кадров на производстве,
что явилось причиной расширения работы кадровых служб.
Признание
роли кадров на производстве нашло свое отражение в определении термина
«управление кадрами», данного Дж. Спейтсем. Управление кадрами — это кодекс методов организации и такого обращения с людьми на работе, в результате
которого наиболее полно достигались бы реализация внутренних способностей каждого
из них в отдельности и тем самым максимальная эффективность их самих и их
группы. Это дает организации, частью которого они являются, решающие
преимущества в конкуренции и позволяет достигать оптимальных результатов [37].
Эволюция взглядов,
направленных на изучение концепции человеческих ресурсов, привела к тому, что в
80-х гг. XX века
создается концепция «управления персоналом» [24]. В этой концепции человек является
главным субъектом организации и особым
субъектом управления. В соответствии с ней стратегия и структура
организации строятся на основе учета
способностей человека.
Эти взгляды получили развитие в работах В. Оучи, предложившего в дополнение к теориям X и Y Д. Мак-Грегора
[132] теорию Z. Механизмами функционирования
«теории Z», по мнению X. Йосихары, являются [2]:
- гарантия занятости работников
и создание обстановки доверительности;
- постоянное присутствие
руководства на производстве;
- гласность и ценности
корпорации.
Как
отмечает И. Ансофф, во временной период, с начала 80-х годов, до наших дней, рынок становится все
более нестабильным, происходят
кардинальные политические изменения в мировом сообществе, для большинства
организаций будущее становится неожиданным и неузнаваемым, возникают
неожиданные факторы, трудно поддающиеся диагностике, но влияющие на
деятельность организации — слабые сигналы. Периодические экономико-политические
кризисы заставляют организации работать в чрезвычайных условиях, методами
управления становятся управление по слабым сигналам и управление в условиях
неожиданных событий. По его мнению, современные управленческие подходы должны
базироваться на основе гибких экстренных решений [1].
В целом речь, идет о
рождении, на рубеже 80-90 гг., новой управленческой парадигмы. Ее суть в
системном и ситуационном подходах в управлении, рассмотрении организации как
открытой системы, главные предпосылки успеха которой находятся но внутри, а
вне ее, т.е. успех связывается с тем, насколько удачно организация
приспосабливается к своему внешнему окружению.
Появление концепции
управления человеком (персоналом) обусловлено изменениями условий рыночной
среды. Возникли ряд социально-психологических факторов, обуславливающих смену
парадигмы управления кадрами:
·
рост
потребности организаций к быстрой и оперативной концентрации интеллектуального
потенциала на «прорывных» направлениях;
·
смена
роли управленческого персонала всех уровней (высшего, среднего и младшего
звена), а так же роли рядовых работников в системе взаимоотношений
«работник-работодатель.
И целом эволюция концепций
управления персоналом в постиндустриальных странах при смене управленческой
парадигмы им рубеже XX и XXI веков может быть представлена следующими постулатами.
2, 21].
От «управления кадрами» к управлению человеческими ресурсами, от
вертикального управления, централизованной кадровой функции и отдела кадров — к
горизонтальному управлению,
|