1.1 Понятие трудовой
карьеры государственных (муниципальных) служащих
Различные аспекты проблемы карьерного роста
государственных служащих изучались рядом ученых. Так, М. Вебер обосновал
принцип карьеры чиновника, рассматривая ее как объективно заданный и
спланированный процесс перемещения служащего по иерархический лестнице.
А. Чендлер указывал на то, что по мере усложнения структур управления
организацией происходит повышение роли карьеры управленца и ее траектории,
обусловливая - профессионализацию его деятельности. Такие специалисты в области
управления, как Дж. Вудворд, П. Лоуренс, Дж. Лорш отмечали необходимость четкого
определения структуры карьеры, правил ее прохождения работником, поскольку
нарушение этих принципов ведет к серьезным социальным дисфункциям в организации.
В работах Э. Шейна карьера рассматривается как
один из ключевых механизмов развития персонала, фактор мотивации трудовой
деятельности, условие поддержания нормального режима функционирования
организации. Этим ученым введено понятие «якорь карьеры», определяющий систему
ожиданий сотрудника, на основе которой выстраивается индивидуальная траектория карьеры.
Карьера в широком понимании этого слова означает успешное
продвижение в области общественной, служебной, научной или производственной
деятельности, достижение известности, славы и т.д.
Под трудовой карьерой понимается индивидуальная
последовательность важнейших перемен труда, связанных с изменением положения
работника по вертикальной шкале сложности труда или социальной лестнице рабочих
мест.
Карьера – это процесс движения по пути овладения некими
ценностями, благами, признанными в обществе или организации. Таковыми являются:
- должностные ступени, уровни иерархии;
- ступени квалификационной лестницы и связанные с ней
разряды, дифференцирующие навыки и знания людей по уровню мастерства;
- статусные ранги, отражающие величину вклада работника в
развитие организации (выслуга лет, рациональные предложения и т.д.), его
положение в коллективе;
- ступени власти как степени влиятельности в организации
(участие при принятии важных решений, близость к руководству);
- уровни материального вознаграждения, дохода (уровень
зарплаты и разнообразие социальных льгот).
Карьера работников, учет их потенциальных возможностей во
многом определяются структурой управления в организации, социальными
иерархиями, организационными формами использования работников, а также морально-этическими
нормами и другими факторами.
Трудовая карьера в большей степени зависит и от начальных
шагов в трудовой деятельности работника - от профориентации, оценки личных
качеств и потенциальных возможностей работника, уровня образования, мотивации и
т.п.
Трудовой путь работника может быть стабильным, если
длительное время его деятельность протекает в рамках одной должности, и
динамичным, связанным с частой сменой рабочих мест, должностей, видов
деятельности.
Динамичный трудовой путь в зависимости от направленности
переходов можно подразделить на горизонтальный - без переходов индивида между
рабочими местам различных социальных рангов и вертикальный - с переходом на
рабочие места более высоких социальных рангов. Часто понятие карьеры связывают именно
с вертикальным перемещениями работника вверх по служебной лестнице, изменением
его статуса.
Однако понятие карьера имеет право на существование и
применительно к горизонтальному типу продвижения работника. Горизонтальный тип
продвижения, т.е. продвижение в квалификационном плане до признания его как
профессионала в своем деле, делает рабочую профессию престижной и расценивается
многими как успех в жизни. Практически каждый человек хочет иметь интересную
работу, уважение со стороны окружающих, необходимый достаток,
т.е. удовлетворение от своей трудовой деятельности.
Очевидно, получение рабочего места, наиболее
соответствующего интересам и возможностям трудящихся, приносящее удовлетворение
как моральное, так и материальное, и есть карьера работника, его продвижение в
рабочей среде.
Таким образом, ступени трудовой карьеры - это рост
профессионального мастерства, повышение квалификации, освоение смежных
профессий, обучение новой более сложной специальности.
Современное
понимание карьеры должно
включать не только
линейное восхождение по ступеням
карьерной лестницы
(должностной рост), но и
профессиональное развитие, удовлетворение потребности
в достижении успеха
и творческой самореализации (что не всегда связано с должностным
ростом). Карьерное развитие может осуществляться как
в отдельной организации (продвижение в конкретной
карьерной среде), так
и в разных
организациях (освоение карьерного
пространства).
Нами
предлагается следующее определение
карьеры: карьера – это
процесс должностного,
профессионального и социально-экономического развития
индивида, проявляющийся в освоении
им карьерного пространства,
либо в продвижении
в конкретной карьерной среде.
В
отечественной науке и практике проблемы
оценки персонала и управления карьерой
достаточно популярны. В
то же время,
разработка
|