1. Теоретические основы мотивации персонала
1.1 Основные теории мотивации
Мотивация,
в организационном контексте - это процесс, с помощью которого менеджер
побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем
самым, удовлетворяя их личные желания и потребности. Даже если создаётся
впечатление, что служащие работают только ради достижения общих целей
организации, то всё равно ведут они себя так потому, что уверены, что это
лучший способ достижения собственных целей.
Мотивация,
как один из методов функции управления персоналом, является составной частью
процесса управления [1, с. 336].
Современные
теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований,
доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все
силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие
человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции
исходят из того, что поведение человека является также и функцией его
восприятия и ожиданий.
При
рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют
человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности,
интересы, мотивы и стимулы.
Потребности
можно удовлетворить вознаграждением, дав человеку то, что он считает для себя
ценным. Но в понятии «ценность» разные люди вкладывают неодинаковый смысл, а,
следовательно, различаются и их оценки вознаграждения [19].
Для
управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление
склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных
способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе
и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников
трудового процесса и цели организации.
Никакие
установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации
своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его «внутреннюю» цель и
далее в его «внутренний» план действия. Поэтому для конечного успеха большое
значение имеет совпадение целей работника и предприятия.
Для
решения этой задачи необходимо создание механизма мотивации повышения эффективности
труда. Под этим подразумевается совокупность методов и приёмов воздействия на
работников со стороны системы управления предприятия, побуждающие их к
определенному поведению в процессе труда для достижения целей организации,
основанной на необходимости удовлетворения личных потребностей [28, с.66].
Таким
образом, задача менеджера, который должен мотивировать рабочих в том, чтобы
предоставить им возможность удовлетворить их личные потребности в обмен на
качественную работу. Термин «удовлетворение потребностей» отражает позитивные
чувства облегчения и благополучия, которые ощущает человек, когда его желание
выполнено.
Мотивация – это процесс
побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной
деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей
организации [40, c.398].
Основная деятельность
человека – это труд, который занимает, как минимум, треть взрослой
самостоятельной жизни (выбор профессии, трудовое и профессиональное обучение,
передача трудового опыта в семье, использование профессиональной помощи других
людей и т.п.). Становится очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы
с ним связанные имеют большое значение для любого человека и всегда находятся в
поле внимания. Результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не
только от знаний, навыков и способностей этих людей. Эффективная деятельность
возможна лишь при наличии у работников соответствующей мотивации, то есть
желания работать. Позитивная мотивация активирует способности человека,
освобождает его потенциал, негативная тормозит проявление способностей,
препятствует достижению целей деятельности [17, c. 286].
Мотивация включает в
себя внутреннее состояние человека, называемое потребностью, и нечто вне его,
определяемое как стимул или задача. Поведение человека определяется
потребностью, которая доминирует в данный момент времени. Удовлетворение своих
потребностей, являющихся важнейшим мотивирующим фактором человеческой
деятельности, человек осуществляет, предъявляя свои возможности на рынке труда (Табл. 1.).
Исследования
показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной
мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения,
прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием,
административно-управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих,
работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в
западных странах от 40 до 50% занятых в народном хозяйстве [52, c. 8].
Таблица 1 - Мотивационная модель
|