В самом общем виде
мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил,
побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся
вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать
некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями
человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего
различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые
воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека,
осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на
воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия,
так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
Принимая во внимание
сказанное, мной было сформулировано более детализированное определение
мотивации. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые
побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и
придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение
определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от
множества факторов, во многом индивидуально, и может меняться под воздействием
обратной связи со стороны деятельности человека.
Для того чтобы
всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта
этого явления:
1.
что в деятельности человека находится в
зависимости от мотивационного воздействия;
2.
каково соотношение внутренних и внешних
сил;
3.
как мотивация соотносится с результатами
деятельности человека. [26,
c. 6]
Мотивация тесно связана
с такими понятиями как потребности и мотивы.
Потребности – это то,
что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных
людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого
человека. [20, c.
50] Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока
потребность существует, она дает о себе знать и «требует» своего устранения.
Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их,
подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно,
так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно
устраняются. Если потребность устранена, то это не предполагает, что она
устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя
при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень
настойчивости и влияния на человека.
Мотив – это то, что
вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека,
имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по
отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих
параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и
определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. В
частности, если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у
различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они
испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию. Человек может
воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из
своей мотивационной совокупности.
Поведение человека
обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы
могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их
воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека
может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий.
Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью. Однако
она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека,
его образования.
Мотивирование – это
процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям
путем пробуждения в нем определенных мотивов. [31. c. 115] Мотивирование составляет сердцевину и основу
управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит
от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
В зависимости от того,
что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два
основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних
воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые
побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к
желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе
мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным
действиям, и то, как вызывать эти мотивы.
Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет
формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное
внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта
мотивирования мотивы действий человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые
мешают эффективному управлению человеком. Этот тип мотивирования носит характер
воспитательной и образовательной работы и
|