1. Теоретические аспекты деловой
оценки персонала и её влияние на повышение эффективности работы
1.1. Деловая оценка: сущность,
понятие, этапы проведения
Организации существуют для достижения стоящих перед ними
целей. Степень реализации этих целей показывает, насколько эффективно действует
организация, т.е. насколько эффективно она использует находящиеся в ее
распоряжении ресурсы. Показатель прибыли позволяет оценить эффективность работы
организации в целом, складывающейся из эффективности использования всех
организационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника. Естественно, что
сотрудники неодинаково выполняют свои производственные обязанности в любой
организации или подразделении есть свои лидеры, аутсайдеры и середняки. Однако
чтобы провести эту дифференциацию, необходимо иметь единую систему оценки
эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных функций.
Такая система повышает эффективность управления человеческими
ресурсами организации через [3, с.77]:
-
положительное
воздействие на мотивацию сотрудников. Обратная связь благотворно сказывается на
мотивации работников, позволяет им скорректировать свое поведение на рабочем
месте и добиться повышения производительности.
-
планирование
профессионального обучения. Оценка персонала дает возможность определить
недостатки в квалификационном уровне каждого сотрудника и предусмотреть меры по
их исправлению.
-
планирование
профессионального развития и карьеры. Оценка сотрудников выявляет их слабые и
сильные профессиональные качества, что позволяет качественно подготовить
индивидуальные планы развития и эффективно спланировать карьеру. В ходе
аттестации директор по производству низко оценил коммуникационные навыки
начальника отдела комплектации, который хотел бы в перспективе занять должность
директора по снабжению. На основании результатов аттестации отдел человеческих
ресурсов посоветовал начальнику отдела комплектации обратить специальное
внимание на свои навыки в области общения, являющиеся абсолютно необходимыми
для директора по снабжению, и порекомендовал ему прослушать учебный курс
"Эффективная коммуникация".
-
принятие
решений о вознаграждении, продвижении, увольнении. Регулярная и систематическая
оценка сотрудников предоставляет руководству организации информацию,
необходимую для принятия обоснованных решений о повышении заработной платы
(вознаграждение лучших сотрудников оказывает мотивирующее воздействие на них и
их коллег), повышении в должности или увольнении. В последнем случае наличие
задокументированных данных о систематическом неудовлетворительном выполнении
увольняемым сотрудником своих должностных обязанностей значительно облегчает
положение организации в случае судебного разбирательства.
Названные выше преимущества не приходят в организацию
автоматически в момент внедрения системы оценки. Они реализуются тогда, когда
выполняется ряд дополнительных условий [6, с.92].
Во-первых, система оценки и, самое главное, фактическая
оценка работы сотрудников должны быть максимально объективны и восприниматься
сотрудниками как объективные. Для придания объективности системе оценки ее
критерии должны быть открытыми и понятными сотрудникам.
Во-вторых, результаты оценки должны быть конфиденциальными,
т.е. известными только сотруднику, его руководителю, отделу, человеческих
ресурсов. Обнародование результатов создает напряженность в организации,
способствует антагонизму между руководителями и подчиненными, отвлекает
сотрудников от подготовки и реализации плана устранения недостатков.
Принятие сотрудниками системы оценки и их активное участие в
процессе оценки также являются условием ее эффективного функционирования.
Организации оптимизируют системы оценки персонала за счет
[11, с.107]:
-
универсальности
системы оценки. Отдел человеческих ресурсов разрабатывает единую систему оценки
для всей организации (или несколько систем для различных категорий сотрудников
высших руководителей, руководителей среднего звена и специалистов, технических
сотрудников и рабочих) и обеспечивает (посредством обучения и контроля)
единообразное понимание и применение этой системы во всех подразделениях.
-
установления
стандартов и норм оценки. Для этого организации необходимо решить, что
определяет успех при работе в данной должности, т.е. выделить критические
факторы.
-
выбора
методов оценки. Чтобы эффективно оценить работу сотрудника, необходимо иметь
легкие в использовании, надежные и точно характеризующие критические факторы
оценки.
Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки
зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на
сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из
которых имеет свои достоинства и недостатки. Однако наиболее распространенной
является, безусловно, система периодической аттестации персонала.
Деловая оценка персонала это целенаправленный процесс
установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей,
мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.
Деловая оценка персонала — это компонент диагностики
персонала, целенаправленный процесс установления соответствия количественных и
качественных профессиональных характеристик персонала требованиям должности
(рабочего места), подразделения и организации в целом [14, с.123].
Оценка персонала в организации должна проводиться регулярно, для того
чтобы сотрудники видели результаты своего труда, справедливо оцененные
руководителями, а руководители по результатам оценки могли лучше
|