Мотивация (как процесс) –
есть процесс эмоционально-чувственного сопоставления образа своей потребности с
образом внешнего предмета (претендента на предмет потребности). Или, мотивация
(как механизм) – это внутренний психический механизм человека, который
обеспечивает опознание предмета соответствующего потребности и запускает
направленное поведение по присвоению этого предмета (если он соответствует
потребности).
Мотивация – процесс
стимулирвания самого себя и других на деятельность, направленную на достижение
индивидуальных и общих целей организации
Стимул (лат. stimulus - стрекало, погонялка) –
внешнее побуждение к действию, толчок, побудительная причина
Рис. 1. Схема
влияния стимула на человека
Мотив – внутри человека.
Другими словами, мотив – это идеальный образ во внутреннем плане сознания
человека. Во-вторых, это не просто идеальное представление, а энергетически
насыщенный образ необходимого, потребностно-значимого предмета
Рис. 2. Схема
влияния мотива на человека
Не совсем корректно
говорить о мотивации человека, персонала и т.п. со стороны руководства
организации. Можно говорить об организации или управлении мотивацией
(мотивационными процессами) человека, мотивационной системе персонала и т.п.
На стратегическом уровне
по введенным критериям можно выделить три типа кадровой политики в управлении
заинтересованностью персонала в своем труде:
-
Преобладание
системы стимулирующих воздействий на персонал организации. В этом случае
организация делает упор на использование различных стимулов (как правило,
материальных) для повышения заинтересованности сотрудников организации в
производительном труде. Например, как излагал данный подход Ф. Тейлор, для
создания у работников заинтересованности в высоких результатах своего труда
необходимо обеспечить однозначную связь между результатами труда и заработной
платы.
-
Преобладание
системы мотивационного управления персоналом организации. В данном типе
кадровой политики предполагается ведущий акцент, связанный с мощной
идеологической деятельностью руководства внутри организации, с актуализацией
бескорыстного энтузиазма работников и т.п. Например, такой подход часто
преобладает в становящихся (формирующихся) организациях в силу отсутствия у них
материальной базы как основы стимулирования.
-
Гармоничное
сочетание комплекса стимулирующих воздействий и мотивационного управления
персоналом, при охватывающем (базовом) характере мотивационной политики. Этот
подход можно считать наиболее оптимальным, снимающим крайности первых двух
подходов. Как правило, такая политика реализуется развитыми во всех отношениях
организациями, в которых уже сформирована ценностная корпоративная культура при
наличии поддержки этой культуры справедливым механизмом распределения
материальных благ организации.
Рассмотрим достоинства и
недостатки данных комплексов стимулирующих воздействий в виде таблицы.
|