Глава
1. Теоретические
основы организационной культуры
Согласно философскому
энциклопедическому словарю, культура – это специфический способ организации и
развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах
материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в
духовных ценностях, в совокупности отношения людей к природе, между собой, к
самим себе.
Советский
энциклопедический словарь определяет культуру как исторически определенный
уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в
типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых
ими материальных и духовных ценностях.
Рассматривая основные
случаи и контексты употребления термина «культура», мы сталкиваемся с
современным пониманием культуры как культуры исторической эпохи, национальной
культуры, культуры специфических сфер деятельности человека.
Культура включает в себя
материальные (машины, здания и сооружения и т.д.) и нематериальные (знания,
умения, навыки, мировоззрение, нравственные и эстетические уровни развития и
т.д.) результаты деятельности людей.
Культура – понятие
коллективное, то есть культура представляет собой нечто общее для какой-либо
группы людей, связанных определенной социальной организацией. Необходимым
условием возникновения культуры является общение членов группы между собой.
Организационная культура
— это идеология управления и организации социально-экономической системы.
Организационная культура
направлена на повышение трудового потенциала системы и выражает основные
ценности организации.
Схематично
организационная культура может быть представлена в виде укрупненной модели,
основанной на взаимосвязи состава организационной культуры, ее носителей, типов
внешнего проявления, а также способов восприятия и усвоения работниками
организации
Рис. 1.
Укрупненная модель организационной культуры
Таким образом,
структурными составляющими организационной культуры являются: ценности
организации, знания организации, внутренние и внешние коммуникации и связи,
цели организации, культура трудового, производственного и др. материальных
процессов.
Организационная культура
тесно связана с такими понятиями, как корпоративная культура, деловая этика,
философия бизнеса, организационное поведение. Организационная культура
присутствует во всех сферах деятельности человека в организации, и ее функции
должны быть реализованы во всех функциональных блоках системы управления фирмой
Организационная культура,
воздействуя на каждый функциональный блок системы управления, отражает
идеологию управления данной организацией. Так, система управления персоналом,
одна из наиболее близких к организационной культуре, подразумевает управление
трудовыми процессами и трудовыми ресурсами; система связей с общественностью -
управление связями с внешней средой. Организационная культура создает фундамент
процесса управления – его идеологию.
Особо следует отметить
влияние организационной культуры на трудовой потенциал. Управление организацией
осуществляется людьми, при чем как субъектом, так и объектом управления
является, в конечном итоге, человек. Можно говорить об управлении
производством, управлении качеством, управлении затратами, но в результате мы
все равно придем к конкретному человеку, который работает на станке, и от его
квалификации, понимания, отношения к работе зависит результат управления.
Важно также, что культура – категория чисто человеческая, и
организационная культура формируется в сознании человека – работника фирмы, он
является ее носителем и распространителем. Поэтому, воздействие организационной
культуры непосредственно направлено на человека, а через него уже на
производственный процесс, качество продукции и т.п. Человек для организации –
это трудовой ресурс, при чем обладающий высоким потенциалом развития (за счет
переобучения, повышения квалификации, ротации), в сравнении с оборудованием,
|