Проблемы мотивации педагогических работников
образовательных учреждений любых типов и видов всегда были и остаются по сей
день наиболее актуальными независимо от общественно-политического строя,
который функционирует на данном этапе, т. к. от четко разработанных систем
мотивации зависит не только социальная и творческая активность педагогических
работников, но и конечные результаты образовательных учреждений в их
многогранной деятельности и особенно в области организации инновационных
процессов в образовании и повышении качества образования детей. В исследованиях
по проблемам мотивации имеются два основных направления, ориентированных на
теоретическую проработку вопроса. Первое направление – теория удовлетворенности
работой, которая концентрирует внимание на том, что побуждает действовать и
стимулирует деятельность работников. Ко второму направлению относятся теории
процесса. Они концентрируют внимание на выборе поведения, способного привести к
желательным результатам. В направлении теории удовлетворенности работой
наиболее распространены два типа – теория иерархии потребностей (А. Маслоу) и
двухфакторная теория (Ф. Герцберг). Для того, чтобы выстроить эффективную
систему мотивации педагогических работников, необходимо выявить различные
факторы, стимулирующие работу педагогов. Мотивация ориентирована на процесс и
имеет отношение к выбору поведения, направлению усилий, целям и вознаграждению,
на которое рассчитывают педагоги в результате выполнения работы. А основная
задача руководителя образовательного учреждения – создать совокупность
необходимых факторов, влияющих на удовлетворенность работой
У школьной организации есть особенности, отличающие
ее от коммерческого предприятия. Эти особенности принципиальным образом влияют
на построение работы с персоналом.
1.
Большое влияние государства на осуществление деятельности.
Руководитель отдельно взятой школы не отвечает в
полной мере за осуществление деятельности своей организации, оно регулируется
государственными структурами на местном и федеральном уровне. Причем это
касается как жесткой регламентации и стандартизации основной деятельности
(образовательная деятельность), так и «сопутствующих» направлений. К.М. Ушаков
отмечает, что следствием этой специфики становится ограниченность финансовых
ресурсов не только в плане их количества, но и в плане их качества, имея в
виду, что поступление денег нерегулярно и сложно планируемо, бюджетные деньги
строго закреплены заранее со статьями расходов, а внебюджетные слабо юридически
обоснованы.
То же касается ограниченности юридических ресурсов,
школа имеет крайне низкий уровень свободы в издании локальных нормативных
актов, что важно и с точки зрения управления персоналом. С другой стороны,
такая ограниченность финансовых, юридических ресурсов ведет к тому, что
повышается роль ресурсов человеческих, как наиболее «подвластных» руководителю.
2.
Социальный характер деятельности.
Школа как организация несет огромную социальную
ответственность перед обществом за качество своей деятельности, ведь
образование нельзя вырвать из общего контекста развития общества и государства.
Таким образом, школа не просто предоставляет «образовательные услуги», а осуществляет
некую важную социальную миссию.
3.
Консерватизм.
Школьная организация традиционно отличается высоким
консерватизмом. Многие схемы, стандарты, технологии деятельности
Лепешова Е. Мотивация труда в образовательном учреждении:
общие подходы / Е. Лепешова // Школьный психолог. – 2007. – №9. –
С.40-43.
|