Специальные подразделения,
занимавшиеся вопросами, связанными с персоналом, начали возникать в 20–30-х годах
прошлого столетия. С тех пор функции этих служб получили интенсивное развитие от
вспомогательной технической работы до решения практически всех ключевых вопросов,
связанных с управлением персоналом организации.
В настоящее время
службы управления персоналом выполняют ряд функций, которые раньше принадлежали
экономическим, производственно-техническим и другим подразделениям. Такое сосредоточение
функций в одном структурном подразделении позволяет реализовать эффективный инструментарий
управления человеческими ресурсами организации [14, с. 178].
Сегодня внимание
служб управления персоналом в основном уделяется совершенствованию трудовых отношений,
подбору кандидатов на вакантные должности, разработке и реализации учебных программ
и программ социального развития, а также мотивации и стимулированию трудовой деятельности.
Принятие решений по перечисленным вопросам осуществляется не только руководителем
кадровой службы, но и другими линейными руководителями организации.
Таким образом,
на сегодняшний день в работе служб управления персоналом все больше преобладают
не учетные, а аналитические и организационные аспекты деятельности. При этом отмечено
резкое возрастание профессионального уровня работников кадровых служб. Сегодня в
их состав входят специалисты в области психологии и социологии, трудовых отношений,
специалисты в области разработки и организации учебных программ, а также менеджеры
[28, с. 78].
В последнее время
во внутриорганизационном управлении появился ряд новых профессий и специальностей
таких, как специалисты по отбору и найму персонала (рекрутеры), специалисты, проводящие
собеседование с претендентами на вакантные должности (интервьюеры), специалисты
по разработке учебных программ, тренеры (преподаватели), консультанты по вопросам
развития карьер, профессиональной ориентации и организационной планирования
[28, с. 79].
Следует отметить,
что в настоящее время многие западные организации в области решения кадровых вопросов
пользуются услугами аутсорсинговых компаний, в качестве которых выступают рекрутинговые
агентства, учебные центры, консультационные фирмы и т.д. К аутсорсинговым компаниям
в кадровой сфере относятся, например, разработчики автоматизированных систем управления
для служб управления персоналом, организации, специализирующиеся на построении системы
выплат и компенсаций (льгот). Также на данный момент происходит специализация рекрутинговых
компаний и обособление функции подбора руководящего персонала, а также специалистов
высокого класса. Самой значительной по масштабу кадровых услуг является сфера профессионального
обучения и повышения квалификации, на ее долю приходится от 20 до 40 % затрат организаций
[28, с. 81].
В целом наиболее
приоритетными направлениями работы служб управления персоналом, является решение
следующих задач [28, с. 82]:
– обеспечение
соответствия уровня квалификации требованиям современной экономики, где базовые
навыки и знания требуют непрерывного обновления;
–
контролирование роста издержек на рабочую силу;
– определение политики многонациональных корпораций в области
|