Термин «аттестация» пришел в современные российские
компании из советского прошлого: как отдельный блок работы по организации труда
служащих аттестация была введена в 1973 г. Постановлением Совета Министров СССР
от 26 июля 1973 г. N 531 (с изм. от 21.02.1986), а Постановлением Госкомтруда
СССР и Госкомнауки и техники СССР от 5 октября 1973 г. N 267/470 было утверждено
Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических
работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности,
строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи. Последние изменения
вносились в него в 1986 г., и на данный момент оно не отменено и не признано
утратившим силу.
В советский период экономика строилась на крупных
государственных предприятиях с численностью персонала в тысячи и десятки тысяч
человек. Сегодня в России тоже немало крупных компаний в реальном секторе
экономики и сфере услуг, имеющих разветвленную структуру управления и
филиальную сеть, для которых советский опыт проведения аттестаций стал
актуальным. Даже небольшие компании с численностью сотрудников 50-100 человек,
планирующие расширение бизнеса, рассматривают аттестацию как инструмент для
повышения эффективности такого ресурса, как персонал.
Согласно результатам опроса, в котором участвовали
руководители, примерно половина предприятий имеет формальную систему
аттестации. При этом, ни один из респондентов не отметил, что он полностью
удовлетворен тем, как работает такая система [20, 5].
В результате опроса около 30 000 сотрудников
американских компаний (Craig Eric Schneier, 1998) были получены следующие
интересные цифры:
–
70% работников не имеют четкого
представления о том, каких результатов от них ожидают их руководители;
–
64% компаний не обучают своих менеджеров
тому, как проводить оценку исполнения (аттестацию);
–
75% рабочих и менеджеров отметили, что
они могли бы работать намного эффективнее и результативнее;
–
64% менеджеров хотели бы лучшей обратной
связи от своих руководителей;
–
70% работников никогда в своей жизни не
обсуждали результаты и проблемы своей работы со своими руководителями.
На сегодняшний день актуальность совершенствования
аттестации персонала, в том числе и управленческого, обусловлена тем, работает
система оценки исполнения на практике:
–
большая часть сотрудников и их
руководителей воспринимает аттестацию или как пустую бюрократическую
формальность, не заслуживающую их внимания (поэтому не проводят оценку), или
представляющую собой неизбежное зло (поэтому заполняют формы не утруждая себя
проведением интервью, наблюдениями, ежедневным документированием и т. п.);
–
если даже процедура аттестации
проводится всерьез, она проводится раз в год, что дает лишь статичную картину
результатов работы, а что-либо менять или корректировать уже поздно;
–
мы пытаемся достичь всех целей сразу, в
процессе одного короткого интервью или с помощью одной анкеты.
Аттестация персонала – один из важнейших элементов
кадровой работы, представляющий собой периодическое освидетельствование
профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого
работника определенной категории. Состав кадров, подлежащих аттестации,
|