Глава 1. Теоретические
основы оценки управленческой деятельности руководителя дошкольным
образовательным учреждением
1.1. Проблема оценки в русле
философии, психологии, педагогики и других наук
Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве
науки лишь при условии выделения специфического предмета исследований.
Предметом педагогики как науки является педагогический
процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция
общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при
выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли
специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых
педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и
предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного
исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.
Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний,
которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и
прогнозирования путей совершенствования
педагогического процесса, а также поиска эффективных
педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.
Историческое развитие научно-педагогического знания проходит
несколько этапов:
1) зарождение педагогических идей в русле философских учений;
2) формирование педагогических взглядов и теорий в рамках
философско-педагогических произведений;
3) переход от гипотетических и утопических теорий к
концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.
В трудах древнегреческих, римских, византийских, восточных
философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки,
Квинтилиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Конфуция) можно найти
бесценные мысли о воспитании и образовании.
Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от
упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает
природу».
Сократ видел верный путь проявления способностей человека в
самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно
понимает, что он может и чего он не может». В поисках истины многие
руководствуются сократовским тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Аристотель высоко ценил миссию воспитателя: «Воспитатели еще
более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а
первые — достойную жизнь». До сих пор актуален принцип, сформулированный
Конфуцием: «Учиться и время от времени повторять изученное».
Сенека считал, что образование должно формировать
самостоятельную личность: «Пусть говорит он (ученик) сам, а не его память».
В следующих классических трудах воплотились педагогические
идеи и наставления. Это — трактаты Конфуция «Беседы и суждения», Плутарха «О
воспитании», Квинтилиана «Ораторское образование», Авиценны «Книга исцеления»,
Аверроэса «Система доказательств», «Опыты» Монтеня.
В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования
представлены в романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в педагогическом
сочинении Вивеса «О порче нравов», в трактатах Эразма Роттердамского «О первоначальном
воспитании детей», Т. Мора «Утопия», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании».
Однако труды, в которых воплощались педагогические воззрения, были плодом
гуманистической образованности философов, ученых и просветителей. В этом
заключается их отличие от современных исследований в области педагогической
науки.
|