Глава 1. Теоретические
основы оценки управленческой деятельности руководителя дошкольным
образовательным учреждением
1.1. Проблема оценки в русле философии,
психологии, педагогики и других наук
Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве
науки лишь при условии выделения специфического предмета исследований.
Предметом педагогики как науки является педагогический
процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция
общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при
выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли
специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых
педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и
предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного
исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.
Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний,
которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и
прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также
поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к
жизни в обществе.
Историческое развитие научно-педагогического знания проходит
несколько этапов:
1) зарождение педагогических идей в русле философских учений;
2) формирование педагогических взглядов и теорий в рамках
философско-педагогических произведений;
3) переход от гипотетических и утопических теорий к
концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.
В трудах древнегреческих, римских, византийских, восточных
философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки,
Квинтилиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Конфуция) можно найти
бесценные мысли о воспитании и образовании.
Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от
упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает
природу».
Сократ видел верный путь проявления способностей человека в
самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно
понимает, что он может и чего он не может». В поисках истины многие
руководствуются сократовским тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Аристотель высоко ценил миссию воспитателя: «Воспитатели еще
более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а
первые — достойную жизнь». До сих пор актуален принцип, сформулированный
Конфуцием: «Учиться и время от времени повторять изученное».
Сенека считал, что образование должно формировать
самостоятельную личность: «Пусть говорит он (ученик) сам, а не его память».
В следующих классических трудах воплотились педагогические
идеи и наставления. Это — трактаты Конфуция «Беседы и суждения», Плутарха «О
воспитании», Квинтилиана «Ораторское образование», Авиценны «Книга исцеления»,
Аверроэса «Система доказательств», «Опыты» Монтеня.
В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования
представлены в романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в педагогическом
сочинении Вивеса «О порче нравов», в трактатах Эразма Роттердамского «О
первоначальном воспитании детей», Т. Мора «Утопия», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О
воспитании». Однако труды, в которых воплощались педагогические воззрения, были
плодом гуманистической образованности философов, ученых и просветителей. В этом
заключается их отличие от современных исследований в области педагогической
науки.
Весь период зарождения педагогических идей и взглядов сопровождался
возникновением новых форм педагогической мысли, обновлением взглядов на природу
и практику обучения и воспитания человека.
Только с XVII в. педагогическая мысль начинает опираться на
данные передового педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке
(1571—1635) разработал содержательное понятие образования и соответствующую
методологию, установив критерии педагогических исследований.
Почти одновременно Я.А. Коменский (1592—1670) попытался
привести в систему и обосновать объективные закономерности воспитания и
обучения. Он руководствовался как богатым педагогическим опытом различных
стран, так и своим собственным. Эти изыскания воплотились в сочинении «Великая
дидактика».
В трактате проводится мысль о том, как поставить знание закономерностей
и принципов организации педагогического процесса на службу педагогической
практики. Ученый рассматривает следующие стадии обучения — автопсия
(самостоятельное наблюдение), автопраксия (практические действия), автохресия
(применение полученных знаний и умений), автолексия (умение рассказать о
результатах своего труда), а также момент соответствия ступеней образования
возрасту человека. Весь труд Коменского освещен верой в расцвет человеческой
личности: «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное
творение». Фундаментальной идеей педагога является пансофизм, т.е. обобщение
всех знаний, накопленных культурой и цивилизацией. Необходимо распространение
последних среди всех людей, независимо от социальной, расовой и религиозной принадлежности.
А эта задача должна осуществляться посредством обучения и воспитания.
Коменский впервые обосновал принципы обучения и воспитания,
|