1
Теоретические
основы формирования системы управления персоналом организации
1.1
Понятие, цели и функции
системы управления персоналом
Управление персоналом организации –
целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и
специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку
концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления
персоналом организации. Управление персоналом заключается в формировании
системы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке
оперативного плана работы с персоналом; проведении маркетинга персонала;
определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале [22, с.
25].
Управление персоналом организации охватывает широкий спектр
функций от приема до увольнения кадров: наем, отбор и прием персонала; деловая
оценка персонала при приеме, аттестации, подборе; профориентация и трудовая
адаптация; мотивация трудовой деятельности персонала и его использования;
организация труда и соблюдение этики деловых отношений; управление конфликтами
и стрессами; обеспечение безопасности персонала; управление нововведениями в
кадровой работе; обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров;
управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением;
управление поведением персонала в организации; управление социальным развитием;
высвобождение персонала. Управление персоналом организации предусматривает
информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и
документационное обеспечение системы управления персоналом. Руководители и
работники подразделений системы управления персоналом организации решают
вопросы оценки результативности труда руководителей и специалистов управления,
оценки деятельности подразделений системы управления организации, оценки
экономической и социальной эффективности совершенствования управления
персоналом, аудита персонала.
Все эти вопросы находят свое отражение в философии управления
персоналом организации [1, с. 36].
Регламентироваться общими для всех принципами, а
в организации нет одинаковых людей; новые работники быстрее адаптируются к
существующей системе моральных ценностей и требованиям администрации; администрация
проводит свою кадровую политику, часто отличающуюся от других организаций;
руководящий состав организации меняется, но преемственность должна сохраняться
и работники должны жить по общим сложившимся правилам; разнообразие
вероисповедания влияет на отношение людей к работе, поэтому следует иметь общие
принципы (правила), обязательные для представителей всех религий.
Цели и функции системы управления персоналом.
Всю совокупность целей организации можно разделить на четыре вида,
или блока: экономические,
научно-технические, производственно-коммерческие и социальные. Каждый
из названных блоков имеет свою цель первого уровня, основное содержание которой
можно кратко выразить следующим образом.
Экономическая цель – получение расчетной
величины прибыли от реализации продукции или услуг; научно-техническая цель – обеспечение заданного
научно-технического уровня продукции и разработок, а также повышение
производительности труда за счет совершенствования технологии; производственно-коммерческая цель – производство
и реализация продукции или услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью
(обеспечивающие экономическую цель договорные обязательства, госзаказы и т.п.);
социальная цель – достижение
заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников [2, с. 54].
На рис. 1 приведен упрощенный вариант базового
дерева целей системы управления организацией. Он ограничен целями, выделенными
по понятийному
|