1.Теоретические основы
управления персоналом
современной организации
1.1 Сущность, содержание
и специфика персонала как
экономическая категория
Изменение экономической и
политической систем в России одновременно предоставляют большие возможности, и
содержат серьезные угрозы для устойчивости существования каждой личности,
вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого
человека.
Управление персоналом в такой
ситуации приобретает особую значимость, так как позволяет реализовать, обобщить
широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного
фактора в построений системы управления персоналом предприятия. Укрупнено можно
выделить три фактора, оказывающих воздействие на работников предприятия.
Первый – иерархическая структура
предприятия, где основное средство воздействия – это отношение власти –
подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над
распределением материальных благ.
Второй – культура, т. е.
вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей шкала ценностей,
социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия
личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого
принуждения.
Третий – рынок - сеть равноправных
отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях
собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
Эти факторы воздействия – понятия
достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Характер,
качество экономической ситуации па предприятии определяется фактором, которому
отдается приоритет [19, с. 15].
В настоящее время
предприятия различных форм собственности пересматривают значение кадровых
служб, их функции. Этот процесс особенно усиливается в условиях, когда у
организации работающей в нестабильной обстановке, накапливаются новые функции
под воздействием таких факторов, как рыночные отношения, частная собственность,
постоянная инфляция, быстро меняющееся законодательство, смена ценностных
ориентаций людей. В условиях обостряющейся конкуренции возрастает роль кадровых
служб на предприятиях. Выбор кадровой политики зависит от ситуации, в которой
находится организация, а также от ее потребностей. Необходимо иметь в виду, что
кадровая политика – это совокупность способов воздействия на персонал для
достижения целей организации, позволяющих внести эффективный вклад в
осуществление стратегии предприятия и привить персоналу социальную
ответственность перед предприятием и обществом. Она является продолжением и
внешним проявлением стратегии автотранспортного предприятия в области
управления персоналом.
Кадровая политика –
наиболее обобщенная форма выражения интересов персонала предприятия, включающая
взаимодействие всего комплекса условий, влияющих на его деятельность и
развитие, т.е. финансовую и техническую политику, коммерческую, инновационную и
другие виды деятельности организации.
Кадровая политика
предприятий определяется рядом факторов, которые можно разделить на внутренние,
и внешние. К внешним относятся: национальное трудовое законодательство;
взаимоотношения с профсоюзами; состояние экономики; перспективы рынка груда.
Внутренними факторами выступают: структура и цели организации, территориальное
размещение, применяемые технологии, организационная культура,
морально-психологический климат в коллективе.
Целью кадровой политики
на предприятиях, как системы управления персоналом, является достижение
наиболее высоких конечных результатов деятельности предприятия.
Основными задачами и
элементами кадровой политики являются:
1.
Определение
общей стратегии, целей управления персоналом, формирование идеологии и
принципов кадровой работы. Идеология кадровой работы может быть отражена в документе,
содержащем моральные нормы в работе с персоналом предприятия и реализовываться
в повседневной работе всеми руководителями структурных подразделений
предприятия, включая руководителя предприятия. По мере развития предприятия и
изменения внешних условий идеология кадровой работы предприятия может
уточняться.
2.
Планирование
потребности предприятия в персонале с учетом существующего кадрового состава.
Планирование осуществляется с учетом факторов, влияющих на потребность в
персонале (стратегия развития предприятия, объем реализуемых услуг, применяемые
технологии, динамика рабочих мет и т.д.).
3.
Привлечение,
отбор и руководство персоналом. Для этого необходимо разработать критерии
отбора персонала и оптимизировать соотношение внутреннего (перемещение внутри
предприятия) и внешнего (приме новых сотрудников) привлечения персонала,
разработать четкую систему оплаты труда.
4.
Повышение
квалификации персонала и его переподготовка. Для этого рекомендуется определить
формы обучения работников при повышении квалификации (с помощью работников
структурного подразделения предприятия, отвечающего за работу с персоналом, или
в соответствующем образовательном учреждении, с отрывом или без отрыва от
производства и т.д.).
5.
Построение
и организация рабочего процесса, в том числе определение рабочих мест, условии
труда, содержание и последовательности выполнения работ и т.д. [38, с. 25].
Кадровая политика может
быть активной и компенсаторной.
Активная кадровая политика характерна для стабильно развивающихся
организаций, занятых в наукоемких отраслях. Она заключается в активном
привлечении новых работников, а также в больших тратах на их подготовку. На
дальнейшее обучение и переподготовку работников тратится значительная часть
рабочего времени и значительные суммы денег. При этом корпорация стремится
удержать работников, например,
|