Глава 1. Теоретические основы
внутрифирменных коммуникаций
1.1. Состав внутрифирменных коммуникаций
Вопросы поиска эффективности взаимоотношений субъектов рынка,
как в условиях преобразования российской экономики, так и в процессе ее
интеграции в интернациональную сферу предпринимательства, рассматриваются
предпринимательскими структурами в качестве первоочередных. Эти процессы
предъявляют все более высокие требования к повышению роли и социальной
значимости коммуникативной политики. Притом коммуникационная политика должна
быть направлена не только вовне, но и внутрь самой корпоративной структуры,
чтобы обеспечить таким образом еще одно конкурентное преимущество.
Предпринимательская структура - это сложная социально-экономическая,
техническая и экологическая система, интегрирующая разнородные ресурсы и
факторы производства, для осуществления предпринимательской деятельности.
Предпринимательская структура может выступать в форме, как отдельного предприятия, так и объединения
нескольких предприятий. Одним из самых важных факторов интеграции управления
всеми составляющими предпринимательских структур является именно коммуникация.
Коммуникацию, в данном случае, можно
рассматривать, во-первых, как средство, объединяющее организационную
деятельность в единое целое, а, во-вторых,
как инструмент, с помощью которого
осуществляется координация внутрифирменной деятельности.
Определим следующие основные особенности внутрфирменных
коммуникаций в современных предпринимательских структурах. Во-первых, они
отличаются высоким уровнем сложности.
Это объясняется сложностью организационной структуры и бизнес-процессов
предпринимательских структур. Так как в крупных предпринимательских структурах
преимущественно достаточно большое количество сотрудников и отделов
(департаментов), следовательно, велико число формальных и неформальных
межличностных коммуникаций, формальных и неформальных межгрупповых
коммуникаций, а также межфункциональных коммуникаций.
Второй особенностью коммуникаций в предпринимательских
структурах является огромная нагрузка по
управлению этими коммуникациями на топ-менеджмент, т.к. на нем замыкается
большое число формальных и неформальных
межличностных, межгрупповых коммуникаций. Главное преимущество крупного
корпоративного предпринимательства - большие масштабы производственно-коммерческой
деятельности. Крупные предприятия в лице предпринимательских структур создаются
для сокращения всякого рода рисков, увеличения прибыли и достижения
максимального эффекта от своей деятельности, при этом используются
преимущества специализации и кооперации производства. Они дают возможность
аккумулировать больше ресурсов и использовать их более эффективно, нежели
сумма определенного числа отдельных фирм. Именно при корпоративной форме
организации производства создаются максимально благоприятные условия для
привлечения инвестиций, аккумулирования поступлений из различных источников.
Но с точки зрения организации эффективных коммуникаций все эти плюсы могут
превратиться для предпринимательских структур
в минусы, т.к., чем более развита корпоративная предпринимательская
структура, тем более сложные и разноплановые у нее коммуникации. Рассмотрим,
какие факторы оказывают влияние на коммуникации в современных предпринимательских
структурах, с какими сложностями могут столкнуться такие структуры, и каким
образом можно избежать этих трудностей или минимизировать их.
На рис. 1.1. приведен анализ факторов, влияющих на
организацию внутрифирменных коммуникаций
в предпринимательских структурах
|