1.
Теоретические аспекты мотивации персонала
1.1.
Понятие мотивации
Уникальное
профессиональное ядро кадрового потенциала — таково основное конкурентное
преимущество любой компании, стремящейся упрочить свои позиции на рынке. В ХХI
веке эта максима, по оценке зарубежных
аналитиков, обретет силу непреложного закона для успешного предпринимательства,
поскольку приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в
рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное
развитие персонал. Но, в свою очередь, это обстоятельство резко повысит требования
ко всей работе по управлению персоналом в организации.
Управление персоналом в процессе своей эволюции прошло несколько стадий
развития вслед за экономическими и социальными изменениями. В целом этапы этого
развития представлены в приложение 1. Существует
четыре основных школы, описывающих, как функционируют организации и люди,
работающие в них, и как управлять этими людьми: классическая школа (Ф.Тейлор),
школа человеческих отношений (Э.Мэйо), "системный подход” (Н.Винер) и теория
случайности (Дж.Вудворд). Управление персоналом представляет собой как с
научной точки зрения, так и в практическом отношении, область деятельности,
которая характеризуется наличием самых разнообразных подходов и концепций. На
рисунке 1.1. приводится обзор различных концепций управления персоналом. Выделяются основные школы, как: школа
научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих
отношений и школа науки управления (количественная школа).
Целесообразно кратко проанализировать эти подходы с целью выявления того, что
они привнесли в практику управления персоналом.
Рис. 1.1. Обзор концепций
управления персоналом
Во второй половине XX
века в менеджменте а, следовательно, и в управлении персоналом сложились и
получили большое распространение такие подходы, как процессный (с конца 50-х
гг.), системный (с середины 70-х гг.) и ситуационный (80-е годы).
Следует отметить, что
общих подходов в менеджменте, а особенно в управлении персоналом, не существует
- есть только общие принципы управления, которые порождают различные системы
менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают
определенные национальные ценности, особенности психологии, менталитета и т.д.. Таким образом, российские менеджеры не могут
использовать готовую модель управления, а должны найти свои способы и рычаги
применения теоретических знаний и практического опыта разных стран для создания
полноценной российской системы управления персоналом.
Управление персоналом организации
или менеджмент персонала – это целенаправленная деятельность руководящего
состава организации, специалистов подразделений системы управления
персоналом, включая разработку концепции и стратегий кадровой политики,
принципов и методов управления персоналом.
Управление персоналом заключатся:
- в формировании системы управления
персоналом;
- в планировании кадровой работы;
- в проведении маркетинга
персонала;
Виханский О.С.,
Наумов А.И. Менеджмент: - М.: Высш. школа, 2009. – 378 с.
Управление
персоналом. /Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. - М.: ЮНИТИ, 2009. – С.67.
|