1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМИ ТОРГОВЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
1.1. Малые торговые предприятия как
форма бизнеса
Проблемы обеспечения
экономической устойчивости и конкурентоспособности отечественных малых предприятий
особенно актуальны для современной российской экономики. Развитие экономики
России как замкнутой системы невозможно. Россия должна интегрироваться во
всеобъемлющий мировой рынок. В то же время нарастающие тенденции глобализации
мировой экономики и близкие перспективы вступления России во Всемирную торговую
организацию (ВТО) ставят перед национальными производителями сложную задачу
выпуска конкурентоспособной в масштабах международного рынка продукции и
достижения устойчивого экономического развития. От успеха решения этой задачи
зависит положение России в мировой экономике и политике: либо она утратит
влияние в мировом сообществе и превратится в регион «сброса» устаревших
технологий и товаров, сырьевой придаток развитых стран, либо восстановит
промышленность и расширит зону своего влияния.
В глобальном вопросе
обеспечения национального устойчивого развития есть звено, в котором
сконцентрированы важнейшие ресурсы, необходимые для его решения – это
предприятие. Опираясь на мощный интеллектуальный потенциал, на стратегическое
планирование и управление, как на механизм, позволяющий избежать крупных
ошибок, на собственные, нередко уникальные и оригинальные способы формирования
и отбора вариантов решений, экономически устойчивые предприятия позволят
успешно реализовать цели устойчивого национального развития.
Во многих случаях на российских
малых предприятиях, директор (иногда и собственник в одном лице) является как
руководителем предприятия в общем, так и функциональным руководителем. Но все
больше становится случаев, когда, руководители (собственники) малых предприятий
понимают, что для лучшего функционального управления целесообразно привлекать
профессиональных менеджеров. Определимся, как можно охарактеризовать менеджмент
на малом предприятии. Вообще, менеджмент определяется как система принципов,
методов, средств и форм управления, направленная на рациональное использование
всех ресурсов предприятия во имя достижения поставленных целей. На малом
предприятии добавляется еще и своя специфика, исходя из того, например, круг
вопросов, охватываемых руководителем весьма богат, или из того, что хочет
руководитель или нет, ему приходится теснее сотрудничать с подчиненными, чтобы
они продуктивнее работали. Именно достижение продуктивности работы предприятия,
получение конкретных результатов характеризуют менеджера (руководителя) как
специалиста по управлению.
В этой связи различают менеджера
(руководителя) по вкладу (выполнение соответствующих функций) и по результатам
(иногда такой подход называют «управление по целям»). Различия подходов к
управлению тех и других руководителей приведены в таблице 1.1.
Таблица
1.1
Различия
подходов к управлению тех и других руководителей
|