По аналогии с
иерархией Маслоу, ключевые вопросы, позволяющие провести диагностику персонала,
можно ранжировать в зависимости от того, насколько сотрудники осознают
необходимость и готовы к раскрытию своих талантов.
Первый
уровень вопросов позволяет исследователю разобраться, обеспечен ли персонал
необходимыми ресурсами для выполнения заданий и все ли сотрудники знают, что
ожидает организация от их работы. Эти условия составляют фундамент, без
которого вести речь о проблемах более высокого уровня бесполезно. Может ли
компания быть уверенной в том, что все планируют свою работу на достаточно
продолжительный период времени? Полностью ли персонал обеспечен всем
необходимым (например, понятным заданием, ресурсами и полномочиями) для
качественного и своевременного выполнения работы? Что мешает качественному
выполнению ее и как эти причины устранить? Как видно, вопросы первого уровня
фокусируются преимущественно на технических и процедурных вопросах, связанных в
основном с физической составляющей работы персонала. Положительные ответы на
эти вопросы будут означать, что людей начинают волновать вопросы другого
порядка.
Второй
уровень исследования позволяет получить информацию о мотивах сотрудников к
качественному труду. Есть ли признание успехов персонала? Как вознаграждаются
(материальными и нематериальными средствами) достижения сотрудников? Зависит ли
продвижение и развитие персонала от личных достижений? Ответы на эти и другие
подобные вопросы позволяют выделить главные параметры системы, которая бы
действительно стимулировала творчество людей. И на данном этапе диагностики
акцент уже переносится на интеллектуальную составляющую труда работников
организации.
Третий
уровень предполагает вопросы, связанные с социальной структурой организации и
командными ценностями. Ценится ли мнение подчиненных? Существует ли и насколько
развит командный дух организации? Насколько близки (даже дружны) работники
организации? Кстати, если верить исследователям, вопрос "Есть ли у вас на
работе хороший друг?" считается очень важным — большинство людей в успешных
компаниях отвечали на этот вопрос положительно. Итак, продвижение на этот
уровень отражает степень преданности людей организации и силу их связи,
которая, в конечном итоге, позволяет отождествлять результаты работы персонала
с достижениями организации.
Вопросы четвертого и последнего уровня как раз и направлены на то, чтобы
определить, единое ли целое — компания и ее персонал. Как все — организация и
ее сотрудники — видят свое будущее и намерены его приближать? Насколько миссия
организации соответствует ценностным ориентирам людей, работающих в ней? Как
изменения в окружающей среде превратить из препятствующих в сопутствующие
развитию организации
|