Глава 1. Теоретические основы управления
конфликтами в современной организации
1.1 Понятие и виды конфликтов в организации
Конфликт — одна из наиболее распространенных форм организационного
взаимодействия, да и всех других взаимоотношений людей. Подсчитано, что на
конфликты и их переживания уходит около 15% рабочего времени персонала. Еще
больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими
руководители — в некоторых организациях до половины рабочего времени.
Конфликты занимают одно из центральных мест в управлении персоналом
не только в силу значительности связанных с ними временных затрат, но и из-за
высокой организационной значимости их инновационных, созидательных, а особенно
разрушительных последствий. Для диагностики организационного конфликта и
управления им необходимо знать специфику этого типа взаимоотношений.
Организационный конфликт есть любая разновидность конфликта, являющегося в
организации как относительно самостоятельной цестной системе. Следует заметить,
что в отечественной литературе встречается и более узкая трактовка понятия
«организационный конфликт». Так, О. Н. Громова рассматривает его как «следствие
организационного регламентирования деятельности личности: применения должностных
инструкций, внедрения формальных структур управления организацией и др.». Такая
трактовка организационного конфликта не лишена оснований, однако в данном
учебнике она представляется нецелесообразной, поскольку отступает от логики
использования ряда базовых понятий управления персоналом и прежде всего
категории «организация», которая обычно понимается не как организационная
структура, а как устойчивое, имеющее определенную структуру объединение людей
по достижению целей (предприятие, партия, государственное учреждение и т.п.).
Ряд других основополагающих категорий управления персоналом также трактуются,
исходя из отмеченного выше широкого понимания термина «организация». Таковы,
например, «организационное поведение», «организационное сознание», «организационная
деятельность» и т.п. Для характеристики отмеченного О. Н. Громовой типа
конфликтов в дальнейшем будем использовать понятие структурный конфликт.
Организационный конфликт
— одно из типичных проявлений конфликта вообще, т.е. конфликта как феномена, существующего
на разных уровнях общественной жизни: в отношениях между отдельными людьми в
первичных группах, например в семьях, внутри больших и малых организаций, между
организациями, в том числе государствами, между межгосударственными
объединениями и т.п. Вот почему к пониманию организационного конфликта
применима общая теория конфликта и прежде всего теория социальных конфликтов.
Различают два основных подхода к конфликту. В рамках первого подхода
конфликт определяется как столкновение интересов, противоречие, борьба и
противодействие. С позиции второго подхода конфликт рассматривается как процесс
развития взаимодействия. Представители первого подхода рекомендуют гасить
конфликты, представители второго — считают, что блокада конфликта хуже самого
конфликта, который обладает рядом неоценимых преимуществ с точки зрения
развития организации.
Рассмотрим перечень причин возникновения конфликта, предложенный
специалистом в области управления персоналом Р.Л. Кричевским.
Условно он может быть представлен в виде трех основных групп:
·
во-первых, причины, порожденные трудовым
процессом;
·
во-вторых, причины, вызванные психологическими
особенностями человеческих взаимоотношений;
·
в-третьих, причины, коренящиеся в личном
своеобразии членов коллектива.
Встречаются также причины конфликта, обусловленные экономическим
состоянием жизни в нашей стране, которые нельзя игнорировать.
Существует множество классификаций конфликтов. В большинстве из
|