В эволюции теории и
практики зарубежного кадрового менеджмента можно выделить фазы, связанные с
адаптацией как новых технологий менеджмента, так и специфических подходов в
кадровой работе. Подлинная революция в кадровой работе была вызвана применением
после Второй мировой войны идей системного
подхода в менеджменте. Становление системного менеджмента обусловило
возникновение принципиально новой технологии кадрового менеджмента — управление человеческими ресурсами.
Эта технология была инкорпорирована в систему стратегического менеджмента, и
функция управления персоналом стала компетенцией высших должностных лиц
корпораций. Изменился и характер кадровой политики: она стала более активной и
целенаправленной .
Хотя различия
даже внутри национальных традиций управления персоналом весьма велики, можно
выделить ряд общих характеристик этой практики кадрового менеджмента,
сложившихся и получивших распространение в ХХ столетии в корпорациях развитых
стран.
1. Широкое
разнообразие существующих подходов в управлении персоналом, обусловленное (в
том числе и историческими) различиями в национальных, институциональных и
организационных контекстах, привело к тому, что ни единого корпуса
профессионального знания, ни общей профессиональной идеологии этой
управленческой дисциплины до сих пор так и не сложились.
2. Кадровая работа
традиционно находилась на периферии внимания руководителей корпораций.
Маргинальная роль специалистов по управлению персоналом определялась тем, что
они выполняли функции советников при руководстве и не несли непосредственной
ответственности за разработку и реализацию стратегии организации. А финансовые
и производственные соображения, как правило, всегда брали верх над
предложениями кадровых работников, идущими вразрез с общей стратегией
корпорации.
3. У специалистов
по управлению персоналом с самого начала возник ореол защитников интересов
рядовых работников, что, по мнению их коллег-менеджеров, препятствовало
достижению целей, стоящих перед организацией.
4. Управление
персоналом трактовалось как деятельность, для которой не требуется специальной
подготовки; в отличие от других управленческих специальностей в ней можно было
довольствоваться соображениями здравого смысла, да и существовало расхожее
мнение, что любой опытный руководитель вполне мог справиться с функциями
менеджера по персоналу.
5. Отсутствие
специализированной профессиональной подготовки и соответствующей
профессиональной квалификации снижало авторитет кадровых работников в глазах
начальства и линейных руководителей.
На фоне
радикальных изменений в корпоративном менеджменте за последние 15—20 лет
удивительным выглядит сам факт, что управление персоналом, представлявшее собой
довольно заурядную и маргинальную управленческую деятельность, не исчезло
вовсе, а, напротив, переживает подлинный расцвет. Основная причина — в практике
кадрового менеджмента с 80-х гг. начинает доминировать третья, "архитектурная” модель.
Преобразование управления персоналом в управление человеческими ресурсами - эта трансформация кадрового
менеджмента нашла свое выражение в следующих основных тенденциях:
- все последние годы в развитых странах
наблюдается относительный и абсолютный рост числа работников кадровых служб;
- повысился статус этой профессии:
руководители кадровых служб в большинстве корпораций стали входить в состав
правления и даже в состав советов директоров;
- резко возросло внимание к уровню
профессиональной подготовки менеджеров по персоналу;
-
в
условиях растущей конкуренции (в том числе и за высококвалифицированные кадры)
изоляция кадровой политики от общей бизнес-стратегии пагубно влияла на
успешность деятельности корпорации в целом.
Речь идет о консолидации вокруг управленческой "вертикали” всех функций
кадрового менеджмента, выразившейся в появлении
|