Глава
1. Теоретические аспекты управления персоналом в туризме
1.1. Особенности
управления персоналом в гостеприимстве на предприятиях
Управление —
это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для
формулирования и достижения целей организации. Под управление персоналом понимают процесс планирования,
подбора, подготовки, оценки и непрерывного образования кадров, направленный на
рациональное их использование, повышение эффективности производства.
В современных условиях управление персоналом включает
несколько взаимосвязанных этапов.
1. Разработка эффективной системы кадрового
менеджмента (определение предмета, задач и содержания данного вида менеджмента,
его основных направлений, принципов и методов для конкретной организации).
2. Формирование механизма управления персоналом и
соответствующей организационной структуры (разработка оптимальных структур и
штатов кадровой службы, определение структуры профессиональной подготовки и
структуры профессионально значимых качеств личности менеджеров по кадрам, отбор,
обучение и расстановка специалистов по управлению человеческими ресурсами).
3. Планирование человеческих ресурсов (составление
планов и прогнозов в работе с персоналом, планирование численности и состава
работников, создание автоматизированных систем управления человеческими
ресурсами).
4. Набор персонала (знание и умелое использование
всех существующих источников удовлетворения кадровой потребности).
5. Профориентация и адаптация (введение принятых
работников в организацию, развитие у них понимания того, чего ожидает от
сотрудников организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку).
6. Формирование кадрового потенциала управления
(анализ качественного состава управленческих кадров, организация найма и
постоянной работы с молодыми специалистами, разработка научно-практических
основ подбора и расстановки руководящих кадров).
7. Оценка кадров и их деятельности (организация
оценки кадров управления, разработка принципов и методов работы с резервом,
организация конкурсов специалистов, аттестация, разработка эффективных методик
оценки).
8. Организация обучения персонала (разработка и
осуществление программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации работников).
9. Управление трудовой дисциплиной и текучестью
кадров (разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения,
найма и сохранения персонала, разработка процедур повышения, понижения,
перевода и увольнения работников).
10. Организация делопроизводства и оценка
эффективности работы кадровых служб (ведение личных дел работников, учета и
отчетности по кадрам, использование оргтехники и персональных компьютеров в
автоматизации процессов управления человеческими ресурсами, оценка
эффективности деятельности подразделений по работе с персоналом).
Основной целью управления
кадрами в
современных условиях является сочетание эффективного обучения персонала,
повышение квалификации и трудовой мотивации для развития способностей работников, а также стимулирование их к
выполнению работ более высокого
уровня. Методы управления кадрами подразделяются
на три основные группы: экономические, организационно-распорядительные и
социально-психологические.
К экономическим методам относятся прогнозирование
и планирование кадровой работы, расчет баланса рабочих мест и трудовых
ресурсов, определение основной и дополнительной потребности в кадрах,
источников ее обеспечения и др.
Организационно-распорядительные методы предполагают
применение различных способов воздействия на работников и основываются на
использовании установленных организационных связей, правовых положений и норм
(например, на правилах внутреннего трудового распорядка, положениях о порядке
проведения аттестации или высвобождения работников, инструкциях о порядке
ведения учета и хранения трудовых книжек рабочих и служащих и др.).
|