Глава 1. Теоретическое
изучение проблемы мотивации в
менеджменте.
1.1. Понятие мотивации
в отечественной и зарубежной научной
литературе.
Прежде чем войти в разряд
психологических категорий и закрепится в языке науки, представление о мотиве
неизменно и повсеместно появлялось (под различными именами) во всех случаях,
когда возникал вопрос о причинах человеческого поведения.
Мотив (от франц. mоtif – побуждение) выступает как,
причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо
действию. Мотив не может быть адекватно объяснен сам по себе, вне неразлучных
связей и изначальной включенности в систему тех детерминант – образа,
отношения, действия, личности, которые конституируют общий строй психической
жизни. Его «служба» в этой жизни предопределена тем, чтобы придать поведению
импульс и направленность поведения на всем пути стремления к ней [35, С.34].
Будучи непременным «запалом» любых действий
и их «горючим материалом», мотив издавна выступал на уровне житейской мудрости
в различных представлениях о чувствах (например, удовольствия или
неудовольствия), побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе
воли и т.д.
Таким образом, мотив –
субъективная причина (осознанная или не осознанная) того или иного поведения,
действия человека – психическое явление, непосредственно побуждающее человека к
выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве мотива
могут выступать инстинкты, влечения, направленные на определенный объект
эмоции, установки, идеалы, элементы мировоззрения и др. [56, С. 116].
Мотивы к труду
формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает
ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к
труду. Мотив находиться «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит
от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от
действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Создание, поддержание и
формирование условий для побуждения людей является достаточно сложным делом.
Так как мотивы трансформируются в зависимости от особенностей работников,
поставленных задач и времени. Однако имеют место общие принципы формирования и
сохранения мотивации, и менеджер призван, по возможности, искать мотивацию
персонала и в привлекательности труда, ее творческом характере, в высокой
оплате труда, и в служебном росте.
Термин «мотивация»
представляет более широкое понятие, чем термин «мотив».
Четкого и общепризнанного
определения понятия мотивации не существует. Разные авторы, дают определение
мотивации, исходя из своей точки зрения.
С
одной стороны мотивация
это стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе,
воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и
общественных целей. С другой стороны - мотивация это совокупность внешних и внутренних
движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на
достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным
уровнем старания, добросовестности и настойчивости [53, С.22].
Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком
смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда
входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое
другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает
поведенческую активность на определенном уровне [47, С.214]. Мы будем
использовать понятие «мотивация»
|