Глава
1. Переговоры как инструмент организации совместной деятельности
1.1.
Классификации переговоров
Переговоры
— это совместная деятельность, направленная на разрешение некоторых общих
проблем, стоящих перед сторонами. Чаще всего необходимость переговоров
вызывается хотя бы частичным совпадением деловых интересов. При отсутствии
такого совпадения переговоры становятся невозможными.
Таким
образом, переговоры — это взаимовыгодный процесс, в ходе которого выигрывают
обе стороны. Противоречие заключается в том, что один из партнеров по
переговорам может ориентироваться только на свои интересы. Тогда вместо
переговоров, протекающих во взаимовыгодном стиле, возникает конфликтная
ситуация.
Любые
переговоры несут в себе два элемента: содержательный
— это то, о чем идет речь на переговорах; процессуальный — методы ведения переговоров, их
подготовки, построения взаимодействия с партнером.
Переговоры
могут быть разовыми и ведущимися на постоянной основе, международными или
внутренними.
Основными
функциями переговоров могут быть [54]:
-
принятие решений о совместной деятельности (заключение контракта о продаже и
т.д.); эта функция выполняется в том случае, если решаемая проблема интересует
обе стороны;
-
информационная — обмен взглядами без принятия решения, которое считается
невыгодным или преждевременным;
-
коммуникативная — установление новых связей и деловых контактов.
Кроме
того, переговоры могут иметь регулирующую, контролирующую функции. Если
отношения уже налажены, то функцией переговоров может быть координация
действий. В этом случае переговоры ведутся по поводу достигнутых ранее
совместных решений. К этому же типу относятся переговоры в целях достижения
перераспределительного соглашения. Речь идет о таких проблемах, как, например,
увеличение процента прибыли одной из сторон, снижение ее издержек и т.п.
Самые
сложные переговоры бывают тогда, когда необходимо достичь нового соглашения.
Такие переговоры, как правило, направлены на установление новых отношений и
обязательств между фирмами, причем нередко одна из сторон выступает в обновленном
виде, т.е. с новым составом руководителей, более широким диапазоном
коммерческой деятельности. Впрочем, иногда возникает необходимость в
продолжении уже существующих соглашений.
Они проходят относительно легко и бесконфликтно. Если же во время
переговоров возникает конфликт (например, по поводу распределения рынков сбыта
продукции), то такие переговоры ставят целью нормализацию отношений [30].
Наиболее
простые по своему характеру переговоры проводятся в целях достижения косвенных
результатов, например установления контактов, выявления точек зрения
партнеров, оказания влияния на общественное мнение.
Простые
переговоры протекают без особых усилий с обеих сторон, в то время как сложные
зачастую требуют привлечения посредников, поскольку чаще всего сопровождаются
конфликтами, связанными с распределением или перераспределением имеющихся
ресурсов, капитала, территории, сфер влияния. Нередко одна из сторон стремится
избежать конфликта и ради достижения соглашения с готовностью идет на уступки,
чувствуя себя при этом ущемленной и обнаженной («мягкие переговоры»). Если же
одна из сторон рассматривает переговоры как состязание и во чтобы то ни стало
стремятся получить больше, хочет победить соперника, то такие переговоры
называются жесткими, потому что действия одной стороны вызывают такую же
жесткую ответную реакцию, которая изматывает обе стороны и портит отношения
между ними.
Классическим типом переговоров являются такие, которые построены на
взаимном стремлении решить проблему, исходя из сути дела, а не из торга по
поводу того, на что может пойти или не может пойти каждая из сторон. Суть дела
состоит в том, чтобы найти взаимную выгоду не там, где это возможно, а там, где
интересы не совпадают. Результат переговоров должен быть обоснован
определенными справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. Здесь
будет жесткий подход к рассмотрению существа дела и мягкий — в отношении
участников переговоров друг к другу. Во время таких переговоров, основанных на
соблюдении принципов, а не на всевозможных психологических трюках, каждая из
сторон отстаивает свои интересы, цели, намерения. Предполагается совместный
характер деятельности, несмотря на возможные
|