Россия имеет многовековую традицию развития
государственного управления. В истории страны государство и государственное
управление всегда играли в значительной степени самостоятельную,
а иногда и решающую роль.
Основными функциями государственных
учреждений являются:
1. Планирование. В основе планирования
- разработка программ, планов деятельности государственных учреждений по решению
стоящих перед самоуправлением задач. Планирование
заключается в формулировании условий, необходимых для решения того или иного
вопроса, установлении последовательности создания или обеспечения этих условий,
определении порядка, а также сроков выполнения конкретных действий, указании на
то, какими должны быть результаты деятельности.
2. Регулирование (от лат. regulo - устраиваю, привожу в порядок).
Применительно к государственным
учреждениям регулирование
заключается в упорядочении общественных отношений, возникающих в сфере
местного самоуправления, в налаживании связей между субъектами этих отношений,
приведении системы управления делами государственного учреждения
в такое состояние, которое обеспечивает эффективную работу всех элементов
самого учреждения.
3. Распорядительство. Распорядительные
функции выражаются в даче конкретных указаний исполнителям - выполнить работы,
совершить действия в определенном порядке и в определенный срок. Однако они
проявляются и в непосредственных действиях муниципальных служащих. Так,
например, в отношении финансовых средств распорядительные функции будут выражаться
в принятии уполномоченным лицом решения о выделении определенных сумм на
осуществление той или иной задачи. В отношении муниципального имущества
распорядительные функции проявляются в принятии решений о совершении юридических
действий, касающихся этого имущества (продать, передать в хозяйственное
ведение, возвратить из оперативного управления, пр.). Поскольку в приведенных
примерах распорядительные функции практически совпадают с исполнительными,
зачастую их объединяют и формулируют как исполнительно-распорядительные
функции.
4. Координация (от лат. со -
совместно и ordinatio - упорядочение). Она представляет
собой установление взаимосвязей между
органами местного самоуправления и различными внешними (гражданами,
организациями, органами местного самоуправления иных муниципальных
образований, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами государственной
власти, пр.) и внутренними (структурными подразделениями органа местного
самоуправления, муниципальными служащими, пр.) субъектами. Взаимосвязи
необходимы для слаженной и четкой деятельности различных субъектов правовых
отношений по решению конкретных задач.
5. Контроль. Понятие «контроль»
удачно раскрыто известным исследователем государственных предприятий
в России Ю.Н. Стариловым применительно к функциям таких учреждений - это «установление соответствия или
несоответствия фактического состояния системы государственного предприятия и его структуры требуемому (определенному)
стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования
государственного учреждения, а также конкретных действий государственных
служащих; установление соотношения намеченного и сделанного в системе
государственного управления и государственной службы».
6. Учет и информационное обеспечение.
В государственных учреждениях учет
представляет собой регулярный сбор сведений, информации. Это информация о
результатах деятельности учреждения, о движении финансовых и материальных
ресурсов государственного
учреждения , об объектах
муниципальной собственности и т.д. Основная форма учета - регистрация фактов.
Информационное обеспечение - это обеспечение государственных учреждений, должностных лиц, муниципальных
служащих, населения необходимой информацией. Оно представляет собой сбор,
обработку, накопление, хранение, поиск, анализ и представление требуемых
сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах.
Шумянкова Н.В.
Муниципальное управление: Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2006. С. 55-
Ответственность
муниципальных служащих – правовое регулирование // Государственная власть и
местное самоуправление. – 2007. - № 1 с. 16-18
|