Глава 1. Теоретические основы
профессионального психологического отбора
В настоящее время в большинстве развитых стран мира
существует развитая система профотбора специалистов различных профессий.
Деятельность подразделений, входящих в эту систему, рассматривается в качестве одного
из
значимых звеньев государственной политики, направленной на изучение, учет,
рациональное распределение и экономически целесообразное использование человеческих
(прежде всего интеллектуальных) ресурсов общества. Система
профессионального отбора включает социально-демографический, медицинский,
образовательный, психологический, собственно профессиональный и
специальный виды отбора [10, 11, 66, 89, 120].
Профессиональный психологический отбор (ППО) заключается
в проведении комплексных мероприятий, позволяющих выявить лиц, наиболее пригодных по своим
психологическим качествам к обучению в установленные сроки и успешной
профессиональной деятельности по той или иной конкретной
специальности [11, 55, 66]. Главной задачей ППО является оценка профессиональной
пригодности кандидата по психологическим показателям и проведение на
этой основе долголетнего прогноз эффективности его последующей
профессиональной деятельности [16, 22, 97, 120-129].
Теоретической
базой отбора являются концепции о социально-биологической
сущности человека и соотношении его врожденных и приобретенных качеств; о свойствах личности,
формирующих профессиональные способности;
о характере и значении свойств ВНД и их проявлениях в профессиональной
деятельности, получившие обоснование в теоретических и экспериментальных
работах И.П.Павлова, В.Д.Небылицына, Б.Ф.Ломова, К.К.Платонова, В.Л.Марищука и др. [4, 9, 40, 55, 97, 121]
Методологической
основой ППО является дифференциальная психология
и психофизиология, на базе которых разрабатываются подходы к оценке
индивидуальных различий между людьми. Наличие таких различий по уровню общего развития (интеллекту),
направленности личности (мотивации), уровню знаний, умений и навыков,
психологическим качествам (вниманию,
восприятию, памяти, мышлению, психомоторике, нейрофизиологическим особенностям ЦНС) и
индивидуально-психологическим (характерологическим) свойствам личности
позволяет на практике в достаточной степени успешно решать задачи ППО [22, 66,
89, 121].
Точность и практическая значимость оценки
профессиональной пригодности специалиста во многом зависят от того, насколько
полно учитываются основные принципы профотбора, среди которых особое значение
имеют следующие.
Принцип целенаправленности изучения личности, в
соответствии с которым в ходе оценки профессиональной пригодности выявлению
должны подлежать прежде всего те индивидуально-психологические особенности человека, которые
главным образом будут определять успешность его подготовки к
практической работе и ее эффективность [55, 76, 89].
Принцип комплексности оценки профессиональной пригодности
требует всестороннего анализа и сопоставления всех данных о человеке, проявляющихся в
различных видах деятельности и характеризующих его как на уровне частных
психологических свойств и отдельных психических процессов (время
реакции, особенности внимания, памяти, мышления и т.п.), так и на уровне
целостных личностных образований (например, направленность, способности,
характер). Однако, при комплексной оценке личности необходимо учитывать
то обстоятельство, что важной ее особенностью является взаимокомпенсируемость
отдельных качеств личности, их взаимосвязь и пластичность [64,66, 78].
Личностно-деятельностный принцип, являющийся одним из
основных методологических
принципов профотбора, требует разработки
критериев оценки профессиональной
пригодности по результатам профессиографического исследования деятельности с учетом конкретных специальностей. Этот
важный принцип профессиональной
психодиагностики имеет свои научно-теоретические основы и конкретные методы
исследования. В ходе профес-сиографии выявляют особенности профессиональной
деятельности специалиста, обосновавают требования к его профессионально важным
психологическим качествам и составляют на основе этого психограмму профессии (специальности)
[11, 16, 45].
|