Глава
1 Теоретические основы мотиваций персонала в организации
1.1.Понятие
и сущность мотивации
Глава
1 Теоретические основы мотиваций персонала в организации
1.1.Понятие
и сущность мотивации
Мотивацией называется совокупность множества факторов, которые
обусловливают, направляют и поддерживают усилия, затрачиваемые на поведенческие
акты. Эти факторы невозможно видеть непосредственно; можно наблюдать только
поведенческие результаты их действия. Если некто поступает на работу в сфере
торговли и очень усердно работает, то его коллега может сказать, что у этого
человека есть мотивация стать успешным продавцом. В этом случае коллега делает
вывод о внутреннем состоянии (мотивации), основываясь на поведении (усердная
работа) [13, с. 239].
Когда люди усердно работают и выполняют свою работу хорошо, то можно
заключить, что у них высокая трудовая мотивация. Когда люди выполняют свою
работу не очень хорошо или создается впечатление, что они не особенно
стараются, вероятно, противоположное предположение – у них нет мотивации. Такие
выводы в лучшем случае могут быть верными лишь частично. Мотивация — это только
одна из переменных, от которых зависит трудовое поведение. Во многих случаях
она не является даже наиболее значимой переменной.
Так, например, в случае если человек не обладает базовыми
способностями, необходимыми для выполнения данного ему задания, мотивация
является относительно малозначимым детерминантом качественного выполнения
работы. Высокая мотивация может в какой-то степени компенсировать недостаток
способностей, но не может полностью заменить их. Собранные
индустриально-организационными психологами эмпирические данные никогда не
давали серьезных оснований для сомнений в том, что наиболее важным, если не
единственным, фактором различий в уровне выполнения работы являются способности
[10, с.72].
Кроме того, выполнение работы может зависеть от мотивации меньше,
чем от средовых факторов. Некоторые виды работы специально строятся таким
образом, чтобы свести к минимуму роль усилий, затрачиваемых сотрудником.
Безусловно, какие-то усилия необходимы, однако увеличение их количества может
повысить качество труда только до некоторого предельного уровня, определяемого
техническими характеристиками данной работы. В других случаях приложенные
работником усилия не оказывают существенного влияния на выполнение работы,
потому что неясны цели работы или имеются факторы, препятствующие хорошему
выполнению работы, такие как недостаточная информация или устаревшее
оборудование [15, с. 54].
Все это никоим образом не говорит о том, что мотивация не имеет
значения, просто она редко является самым значимым детерминантом выполнения
работы. Тем не менее, ее значение достаточно велико для того, чтобы люди,
занимающие руководящие должности в организациях, уделяли ей большое внимание.
Интерес к проблеме «как мотивировать людей» всегда велик, о чем свидетельствует
постоянная популярность семинаров, симпозиумов, книг, аудиозаписей и фильмов на
эту тему [29, с. 91].
Индустриально-организационные психологи тоже интересуются путями
решения практических проблем, связанных с мотивацией, но при этом они считают,
что практическому решению мотивационных проблем должно предшествовать
установление факторов, которые обусловливают, направляют и поддерживают
активность — то есть создание жизнеспособной теории мотивации. Разработано
множество таких теорий. Существует также много вариантов их группировки и
классификации. Здесь используется простой способ классификации, который служит
нашим целям лучше, чем другие, но до настоящего времени ни один метод
классификации не завоевал всеобщего признания.
Один из наиболее старых и выдержавших проверку временем подходов
основан на предположении о том, что движущими силами (мотивами) поведения
являются базовые человеческие потребности. С этим подходом связана гипотеза о
том, что значимыми детерминантами трудовой активности являются определенные
личностные черты. Как потребности, так и личностные характеристики — это
переменные индивидуальных различий, не поддающиеся непосредственному
наблюдению; о них, как и о самой мотивации, судят по наблюдаемому поведению [29,
с.94].
Несмотря
на то, что потребности и личностные черты невозможно наблюдать непосредственно,
большинство психологов считают, что оба эти конструкта достаточно устойчивы для
того, чтобы их можно было измерять с помощью тестов, специально разработанных
для этой цели. Они также считают, что люди, у которых результаты этих тестов
отличаются устойчивостью, склонны или предрасположены к определенному
|