Стратегическое управление как вполне определённая
разновидность менеджмента сформировалось относительно недавно. Во второй
половине XX века менеджменту стало уделяться повышенное внимание. Интерес к вопросам
управления бизнесом постоянно удерживается на высоком уровне. И связано это не
только с тем, что менеджмент играет очень важную роль в бизнесе, но и с тем,
что менеджмент как практическая деятельность постоянно развивается, обретая
иногда такие формы, которые по своей сущности в корне противоположны тому, что
прежде в практике и в теоретическом осмыслении считалось образцом правильного
управления.
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме
выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, особенно резко
возросло в последние десятилетия.
Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро
меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем
состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания,
которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в
основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением
эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и
не снимается задача рационального использования потенциала в текущей
деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления,
которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.
Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы
победить в конкуренции по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным
становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый.
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение
позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация
бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для
осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным
молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность
современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд
других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического
управления.
Практика бизнеса показывает, что не существует стратегии,
единой для всех компаний, как и не существует единого универсального
стратегического управления. Каждая фирма по своему уникальна, и процесс
выработки стратегии для каждой фирмы индивидуален и уникален, так как он зависит
от позиции фирмы на рынке, динамики её развития, её потенциала, поведения конкурентов,
характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния
экономики, культурной среды и ещё многое другое.
В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые
позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического
управления. Всегда следует помнить, что стратегическое управление - это, прежде
всего продукт творчества высшего руководства, но и в то же время можно говорить
и о теории стратегического управления, знание которого позволяет более
эффективно осуществлять управление организацией.
Актуальность данной темы заключается в том, что
стратегическое управление коммерческой деятельностью позволяет взглянуть на
организацию как на единое целое, почему некоторые фирмы развиваются и
процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, то есть,
почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.
Поэтому теория стратегического управления формируется на основе обобщения
практики, успешного решения стратегических задач управления фирмой и на основе
выделения отдельных управленческих схем в управлении, которые указывают и на
то, с помощью чего можно добиться успешного результата.
Целью исследования данного дипломной работы является совершенствование
стратегического управления на
предприятии ОАО «Хадыженский машиностроительный завод »
Для достижения цели выполняются следующие задачи:
1) излагаются
теоретические основы темы;
2) проводится
анализ и оценка существующей системы управления коммерческой деятельностью
предприятия ОАО «ХМЗ» (краткая правовая и организационная характеристика,
оценка организационной культуры, стратегический анализ, оценка социальных целей
и т.д.);
3) разрабатывается
программа стратегии развития предприятия, создаются предпосылки для её успешной
реализации, оценивается социально-экономическая эффективность проекта.
Предметом исследования дипломного проекта выступает центральная
сфера деятельности предприятия - коммерческая деятельность.
Объектом исследования в данной работе является предприятие ОАО
«ХМЗ», которое зарекомендовало себя на рынке нефтепромыслового оборудования для обустройства бурно
развивающейся нефтегазовой промышленности Краснодарского края и Северного
Кавказа.
|