Россия имеет многовековую
традицию развития государственного управления. В истории страны государство и
государственное управление всегда играли в значительной степени
самостоятельную, а иногда и решающую роль.
Основными функциями государственных
учреждений являются:
1. Планирование. В основе планирования
- разработка программ, планов деятельности государственных учреждений по решению
стоящих перед самоуправлением задач. Планирование
заключается в формулировании условий, необходимых для решения того или иного
вопроса, установлении последовательности создания или обеспечения этих условий,
определении порядка, а также сроков выполнения конкретных действий, указании на
то, какими должны быть результаты деятельности.
2. Регулирование (от лат. regulo - устраиваю, привожу в порядок).
Применительно к государственным
учреждениям регулирование
заключается в упорядочении общественных отношений, возникающих в сфере
местного самоуправления, в налаживании связей между субъектами этих отношений,
приведении системы управления делами государственного учреждения
в такое состояние, которое обеспечивает эффективную работу всех элементов
самого учреждения.
3. Распорядительство.
Распорядительные функции выражаются в даче конкретных указаний исполнителям -
выполнить работы, совершить действия в определенном порядке и в определенный
срок. Однако они проявляются и в непосредственных действиях муниципальных
служащих. Так, например, в отношении финансовых средств распорядительные
функции будут выражаться в принятии уполномоченным лицом решения о выделении
определенных сумм на осуществление той или иной задачи. В отношении
муниципального имущества распорядительные функции проявляются в принятии
решений о совершении юридических действий, касающихся этого имущества
(продать, передать в хозяйственное ведение, возвратить из оперативного управления,
пр.). Поскольку в приведенных примерах распорядительные функции практически
совпадают с исполнительными, зачастую их объединяют и формулируют как
исполнительно-распорядительные функции.
4. Координация (от лат. со -
совместно и ordinatio - упорядочение). Она представляет
собой установление взаимосвязей между
органами местного самоуправления и различными внешними (гражданами,
организациями, органами местного самоуправления иных муниципальных образований, органами госвласти субъектов РФ и федеральными
органами госвласти, др.) и внутренними
(структурными подразделениями органа местного самоуправления,
муниципальными служащими, пр.) субъектами. Взаимосвязи необходимы для слаженной
и четкой деятельности различных субъектов правовых отношений по решению
конкретных задач.
5. Контроль. Понятие «контроль»
удачно раскрыто известным исследователем государственных предприятий
в России Ю.Н. Стариловым применительно к функциям таких учреждений - это «установление соответствия или
несоответствия фактического состояния системы государственного предприятия и его структуры требуемому (определенному)
стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования
государственного учреждения, а также конкретных действий государственных
служащих; установление соотношения намеченного и сделанного в системе
государственного управления и государственной службы».
6. Учет и информационное обеспечение.
В государственных учреждениях учет
представляет собой регулярный сбор сведений, информации. Это информация о
результатах деятельности учреждения, о движении финансовых и материальных
ресурсов государственного
учреждения , об объектах
муниципальной собственности и т.д. Основная форма учета - регистрация фактов.
Информационное обеспечение - это обеспечение государственных учреждений, должностных лиц, муниципальных
служащих, населения необходимой информацией. Оно представляет собой сбор,
обработку, накопление, хранение, поиск, анализ и представление требуемых
сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах.
К основным принципам функционирования
государственных учреждений или деятельности служащих относятся:
1. Принцип верховенства Конституции
РФ, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над другими
нормативно- правовыми актами, должностными инструкциями при осуществлении служащими должностных обязанностей и
обеспечении прав служащих. верховенство
закона (Конституции РФ, федерального, субъекта Российской Федерации) - это его «господство»
над иными актами. Данный принцип означает, что при исполнении служащим своих обязанностей он прежде всего
должен действовать в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами,
законами субъекта Российской Федерации.
2. Принцип приоритета прав и свобод
человека и гражданина, их непосредственного действия. В Конституции РФ (ст. 2)
установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -
обязанность государства.
3. Принцип самостоятельности органов
местного самоуправления в пределах их полномочий. Данный принцип можно отнести
и к рассматриваемой группе принципов (принципов деятельности), и к группе
принципов организации государственных
учреждений. В сфере деятельности государственных учреждений
он берет свое начало в ст. 12 Конституции РФ, в которой закреплено, что
местное самоуправление в пределах своей компетенции самостоятельно. Государственное учреждение не является частью системы
государственной службы. Оно независимо от федеральных государственных органов и
государственных органов субъектов Российской Федерации в пределах своей
компетенции.
4. Принцип профессионализма и
компетентности служащих. Попытки дать
определения понятиям «профессионализм» и «компетентность» не раз
предпринимались учеными-юристами.
5. Принцип ответственности служащих за неисполнение или ненадлежащее
исполнение своих должностных обязанностей. Под ответственностью в праве
понимается мера воздействия на нарушителя. Также ответственностью называется
мера принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении поведения
правонарушителя и выражающаяся в установлении для него определенных
отрицательных последствий в форме ограничений психологического (личного) характера
(например, дисциплинарная ответственность) или имущественного (например,
административная ответственность).
6. Принцип правовой и социальной защищенности служащих. Этот
Шумянкова Н.В. Муниципальное управление: Учебное
пособие. - М.: Экзамен, 2006. С. 55.
Ответственность муниципальных служащих – правовое
регулирование // Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. - №
1. С. 16-18.
Немчинов А.А.., Володин А.М. Муниципальное
управление. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. С. 40.
|