Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [577] Курсовая [81]
Реферат [31] Разное [20]
Отчет по практике [10]




Сб, 18.05.2024, 09:15
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Менеджмент » Диплом [ Добавить материал ]

2705. Взаимосвязь между уровнем лидерских способностей и копинговыми стратегиями в разных группах по должностному статусу
Диплом | 13.10.2011, 22:40
Год 2010
Стоимость 3000

Содержание

Введение                                                                                                         3
Глава 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи уровня лидерских способностей и копинговых стратегий в группах работников с разным должностным статусом
1.1. Основные подходы к определению стратегий копинг-поведения
и личностные особенности совладания                                                                 6
1.2. Понятия «лидерство» и «лидерские способности» в
отечественной и зарубежной психологии                                                          17
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня лидерских способностей и копинговых стратегий в группах работников с разным должностным статусом
2.1. Программа исследования и интерпретация                                           30
2.2. Анализ результатов исследования                                                          
2.2.1. Анализ диагностики лидерских способностей работников
с разным должностным статусом                                                                        35
2.2.2. Анализ диагностики копинговых стратегий работников
с разным должностным статусом                                                                        37
2.2.3. Анализ наличия взаимосвязи уровня лидерских способностей и предпочитаемых копинговых стратегий в зависимости от должностного статуса работников                                                                                                45
2.2.4. Анализ наличия особенностей проявления копинговых стратегий
в зависимости от социально-демографических характеристик работников   49  
Заключение                                                                                                  52
Литература                                                                                                   55
Приложение                                                                                                 59

Глава 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи уровня лидерских способностей и копинговых стратегий в группах работников с разным должностным статусом

1.1.        Основные подходы к определению стратегий копинг-поведения и личностные особенности совладания

 

Процессы преодоления человеком трудных жизненных событий в психологической науке принято обозначать как совладающее, адаптивное поведение или копинг-поведение (от англ. - преодолевать, справляться) [9].

Копинг - сравнительно молодое понятие в психологии, которое представляет собой целое направление новых исследований в науке, как среди зарубежных, так и среди отечественных ученых.

Теория (копинга) совладания личности появилась в психологии во второй половине XX в. Впервые этот термин был введен американским психологом Абрахамом Маслоу [26]. Понятие «копинг» (от англ. to соре - справиться, совладать) трактуется как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними (А. Нил, 1998).

Копинг-поведение – это такая форма поведения, которая отражает  готовность человека решать жизненные проблемы. Копинг-поведение  направлено на приспособление к обстоятельствам, и предполагает наличие у индивида сформированное умение использовать для преодоления эмоционального стресса определенные средства. Вероятность устранения воздействия стрессоров на личность повышается при выборе активных действий [28]. «Я-концепция», эмпатия, локус контроль, условия среды связаны с особенностями этого умения.

Копинг-поведение, по мнению А. Маслоу, было противопоставлено экспрессивному поведению [26].

Основными способами совладающего поведения являются:

- поиск социальной поддержки;

- разрешение проблем;

- избегание.

Применение различных копинг-стратегий на основе ресурсов среды и личности является основой реализации совладающего поведения. Социальная поддержка является одним из важных ресурсов среды. Адекватная «Я-концепция», низкий нейротизм, позитивная самооценка, интернальный локус контроля, эмпатический потенциал, оптимистическое мировоззрение, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты относятся к личностным ресурсам [34].

Ряд авторов (С. Финеман, 1987, 1983, Р. Лазарус, 1966) предложили различные классификации стратегий копинг-поведения. Выделяют три основных критерия, на которых основываются эти классификации [23]:

1. Проблемный/эмоциональный/:

1.1. Эмоционально-фокусированный копинг, направленный на регуляцию эмоциональной реакции.

1.2. Проблемно-фокусированный копинг, направленный на то, чтобы изменить ситуацию или справиться с проблемой, которая вызвала стресс.

2. Поведенческий/когнитивный/:

2.1. «Скрытый» внутренний копинг, предполагающий когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации.

2.2. «Открытый» поведенческий копинг, предполагающий  ориентацию на поведенческие действия и  использование копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.

3. Неуспешный/успешный/:

3.1. Успешный копинг предполагает использование конструктивных стратегий, которые приводят к преодолению трудной ситуации.

3.2. Неуспешный копинг предполагает использование неконструктивных стратегий, которые препятствуют преодолению трудной ситуации.

Каждая стратегия копинга, используемая человеком, может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям уже в силу того, что человек использует как одну стратегию, так и несколько стратегий совладания.

Существует взаимосвязь между выбором стратегии копинга человеком и теми личностными конструктами, с помощью которых индивид формирует к жизненным трудностям свое отношение.

К. Либина, К. Либин отмечают, что существуют значительные сложности в разграничении механизмов совладания и защиты. Большинство исследователей придерживаются в этом вопросе мнения о том, что психологическая защита характеризуется отказом индивидуума от решения проблемы и связанных с этим конкретных действий ради сохранения комфортного состояния [31]. В то же время способы совладания подразумевают необходимость пройти через ситуацию, проявить конструктивную активность, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей. Таким образом, предмет психологии совладания включает в себя наличие специальных исследований в области изучения механизмов рациональной и эмоциональной регуляции человеком своего поведения, для преобразования жизненных ситуаций в соответствии со своими намерениями  или оптимального взаимодействия с ними.

Когнитивная оценка ситуации, согласно теории С. Фолкмен и Р. Лазарус, является ключевым механизмов, обуславливающим процесс преодоления [23].

Р. Лазарус предлагает две формы оценки - первичную и вторичную. При первичной оценке человек оценивает свои ресурсы, другими словами отвечает на следующий вопрос - «Что я имею для преодоления этой ситуации?». Ответ на этот вопрос содействует качеству его эмоциональных реакций и их интенсивности. При вторичной оценке человек оценивает свои возможные действия и прогнозирует ответные действия среды. Другими словами задает следующие вопросы - «Что я могу сделать? Какие у меня стратегии преодоления? И как среда ответит на мои действия?». Ответ влияет на тип копинг-стратегий, которые­ будут выбраны для управления стрессовой ситуацией [23].

Л.И. Анцыферова указывает на значимую роль способности к оценке ситуации, от которой зависит адекватный выбор стратегий преодоления. Характер оценки во многом зависит от уверенности человека в собственном контроле ситуации и возможности ее изменения. Автор вводит термин «когнитивное оценивание», определяя его как некую активность личности, а именно «процесс распознавания особенностей ситуации, выявление негативных и позитивных ее сторон, определение смысла и значения происходящего» [2, С.7]. От того, как у человека работает механизм когнитивного оценивания, по мнению Л.И. Анцыферовой, зависят стратегии, которые будет использовать человек при разрешении трудной ситуации. Результат когнитивного оценивания - вывод человека о том, сможет ли он разрешить данную ситуацию или нет, сможет ли он контролировать ход развития событий или ситуация неподконтрольна ему. По словам Л. И. Анцыферовой, если субъект расценивает ситуацию как подконтрольную, то он склонен применять для ее разрешения конструктивные копинг - стратегии [2].

По мнению С. Фолкмена и Р. Лазаруса, когнитивная оценка - это интегральная часть­ эмоционального состояния. Гнев, например, обычно включает оценку параметров вреда или угрозы, счастье включает оценку условий «человек-среда» с точки зрения их выгоды или полезности [23].
Авторы пишут, что любое преодолевающее поведение начинается с оценки среды, которая оценивается как значимая для жизни и хорошего самочувствия, как вредная,
Добавил: Демьян |
Просмотров: 536
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba