В социальной психологии существуют
различные подходы к описанию и классификации типов лидерства. В рамках
одного из них общий психологический тип
лидера складывается из следующих основных компонентов: эмоциональность,
деловитость и информированность. Соответственно лидеры разделяются на
три крайних типа:
-
эмоциональный лидер. Сердце группы.
Это индивид, к которому каждый член
группы может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку»;
- деловой лидер. Руки
группы. Способен организовать дело, наладить
необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела;
-
информационный лидер. Мозг
группы. К нему все обращаются с
вопросами. Он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную
информацию.
В типологию лидерства важный вклад
внесли представители поведенческого подхода. В поведенческом подходе типологии
личности лидера основаны на анализе стиля их руководства.
Так одну из первых теорий в этом
направлении предложил К. Левин.
Ими было выделено три основных типа личности лидера.
1. Авторитарный лидер. Его форма
управления основана на уверенности
в том, что информационные потоки и процесс принятия решений должны быть сконцентрированы на верхнем уровне
управления организацией. Такой подход может объясняться неверием
руководителя в компетентность или добросовестность персонала либо возникнуть
вследствие сложного положения фирмы, требующего принятия быстрых и решительных
действий.
2. Демократически тип. Такой
руководитель предполагает,
что руководство организацией или ее подразделением осуществляется на основе
решений, одобренных большинством сотрудников. Одобрение может быть высказано в
результате некой процедуры голосования и выражаться через делегирование
полномочий, совместное обсуждение проблем, следование советам, разъяснение
причин необходимости принятия тех или иных решений и т.д.
В литературе выделяется и патерналистский тип лидера, основное отличие
которого от демократичного типа заключается в масштабах делегирования и в
степени готовности следовать мнению большинства.
3. Либеральный руководитель предполагает
минимальное вмешательство руководителя в управление бизнесом с предоставлением
персоналу возможности самостоятельно принимать оперативные решения. При
недостаточной координации действий делегирование носит расплывчатый характер,
что не способствует формированию у работников ощущения общности целей.
Причиной появления такого типа лидера может являться следствием неспособности
руководителя организовать эффективную схему демократичного управления. Также
такой руководитель может выражать продуманную и смелую политику, призванную
дать персоналу максимум возможностей для самореализации.
Некоторые ученые выделяют разновидности в названных типах руководства.
Так авторитарный тип руководителя может иметь разновидность, названную
«эксплуататорский тип». Руководитель
единолично решает все вопросы и берет
на себя ответственность за все. Основная форма стимулирования — наказание.
Такой стиль руководства может привести к установлению неблагоприятного социально-психологического климата, развитию производственных конфликтов.
Демократический и либеральный типы руководства могут иметь следующие
формы выраженности:
1. Благожелательный тип. Руководитель
относится к подчиненным снисходительно, интересуется их мнением, но поступает
по-своему. В ограниченных пределах подчиненным предоставляется самостоятельность. Мотивирование страхом наказания
минимально.
2. Консультативный тип руководства. Руководитель
в значительной мере доверяет подчиненным,
консультируется с ними, использует
наилучшие предложения. Преобладает
поощрение, наказание — в исключительных
случаях. Сотрудники в целом удовлетворены
этой системой и поддерживают руководителя.
3. Партисипативный тип лидера. Руководитель полностью доверяет подчиненным во
всех вопросах, всегда выслушивает их мнение.
Организует всесторонний обмен информацией, подчиненные привлекаются к
постановке целей и к контролю.
4. Собственно либеральный тип руководителя. Руководитель ставит перед исполнителями задачу, создает необходимые
организационно-технические условия для ее выполнения, определяет правила и
границы решения, а за собой оставляет функции эксперта. Поощрение и наказание
— на втором плане. На первом -
внутреннее удовлетворение от возможности
реализовать свой потенциал.
5. Бюрократический тип руководителя. Руководитель
устраняется отдел, передавая
управление в руки «выдвиженцев», управляющих от его имени коллективом, применяя авторитарные методы
Таким образом, руководитель, ориентированный на задачу, прежде всего,
заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждения для
повышения производительности труда. Руководитель, сосредоточенный на человеке,
достигает роста производительности труда посредством совершенствования
человеческих отношений: он делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам
участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки, считается с нуждами подчиненных,
поощряет их профессиональный рост.
Американский психолог Д. Макгрегор выделил в этой связи два типа
лидерства, сформулировав противоположные теории управления человеком: теория X и
теория Y.
Основными положениями теории X являются следующие утверждения.
Человек изначально не любит работать и будет избегать работы. Человека следует принуждать,
контролировать, направлять, угрожать ему наказанием, чтобы заставить работать
для достижения цели организации. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили;
он избегает ответственности, у него мало честолюбия и ему нужна безопасность.
Теория X предполагает наличие в
организации руководителя - диктатора, который прямо регулирует и строго
контролирует деятельность. Страх и угроза наказания, лежащие в основе
стимулирования, способствуют эффективному изменению поведения человека. При
этом если наказания не объективны, то они усиливают отрицательный эффект.
Менеджеры «Х» строят свою работу на следующих положениях:
- деньги — единственный стимул к работе; без надлежащего надзора
работники работают все хуже;
- уважением пользуется жесткий и решительный руководитель;
- работники не способны содействовать принятию решений либо не
проявляют желания к этому.
Основными положениями теории «Y» являются следующие управленческие установки. Работа также естественна,
как и игра. Человек может осуществлять самоуправление и самоконтроль, служа
целям, которым он привержен. Это появляется как результат наград, связанных с
достижением целей. Средний человек стремится к ответственности, он наделен
высоким уровнем воображения и изобретательности
|