Глава 1. Теоретико-методологические аспекты
исследования социального конструирования идентичности
1.1
Концептуальные идеи социального конструирования. Интеграция методологических
подходов
В современной социальной
науке концепция социальной идентичности подвергается все более тщательному
анализу, одновременно становясь все более значимой для описания социальных
процессов трансформирующих общества, таких как глобализация, фрагментация
социального, культурного, политического и экономического пространства. Данные
процессы способствуют росту неопределенности и амбивалентности в процессе
приспособления, как отдельных индивидов, так и социальных групп к меняющейся
социальной действительности.
На смену
эссенциалистскому взгляду на социальную идентичность, характерному для
позитивистского направления в настоящее время пришел
социально-конструктивистский подход. Именно он лежит в основе современной
теории и методологии изучения социальной идентичности. Согласно данному подходу
идентичность – это не постоянная, единичная, общая категория, а подвижная,
множественная, ситуативная и контекстуальная.
Формирование идентичности происходит на уровне повседневности.
Конструктивистский подход широко распространен
ныне не только в зарубежной, но и отечественной науке [74].
Согласно социальному конструктивизму, социальный конструкт является
порождением конкретной культуры или общества. Его существование представляется
возможным только в связи с тем, что представители данного общества согласились
действовать так, будто оно (порождение культуры) существует, или согласны
следовать определённым условным правилам. К очевидным социальным конструктам
относятся язык, деньги, образование, правительства, любые социальные институты
и т.д. В данной теории подразумевается, что человек способен и имеет право
проявлять избирательность по отношению к тем или иным социальным конструктам, в
зависимости от личных предпочтений или других факторов.
Необходимо
отметить тот факт, что конструктивистская теория в определении идентичности
индивида возникла на базе более ранних исследований данной проблемы, которые
составляют иные концепции в понимании этого феномена.
Индивидуальная
идентичность и ее становление были рассмотрены в рамках символического
интеракционизма Дж. Г. Мидом – без использования самого понятия «идентичность»,
вместо него он использовал «самость» (self). В
последствии эти идеи были развиты Г. Блумером, который ввел в обращение
название теории – «символический интеракционизм». Основным постулатом данной
теории было утверждение, что становление социального «Я» происходит в процессе
взаимодействия с другими людьми, в ходе которого индивид примеряет на себя роли
других людей и за счет этого способен осознать себя как члена определенной
группы (семьи) Дж. Г. Мид ввел понятие «обобщенный другой», подразумевающее
определенную совокупность обезличенных установок, норм и ценностей общества. В
процессе развития принятие ролей других и роли «обобщенного другого» происходит
постепенно в соответствии с социальным и физиологическим ростом ребенка.
«В
процессе коммуникации индивид должен стать другим прежде, чем становится собой…
И тогда индивид способен стать обобщенным Другим, относясь к себе через
отношение группы или сообщества. Так он становится определенным Я по отношению
к социальному целому, частью которого он является. Это и есть общая
перспектива» [25, с. 168].
Кроме
символического интеракционизма проблематика идентичности в социологии
разрабатывалась в «теории ролей» (Р. Тернер, Х. Беккер и др.). Здесь «Я»
рассматривается как некая совокупность ролей и подразумевает наличие у личности
нескольких идентичностей. Этот феномен определяется понятием множественной
идентичности, т.е. идентификация в соответствии с признаками профессии, места
проживания, этноса и другими параметрами, которые могут быть как существенными,
так и не существенными.
Еще один подход к определению механизмов идентификации и как
следствие к определению специфики формирования идентичности предложил американский
социолог и психолог И. Гофман, который создал свою версию символического интеракционизма в виде
драматургической социологии [19].
Согласно его теории самого себя и свои различные роли человек
способен воспринимать благодаря ролевой дистанции. По мнению И. Гофмана
существуют следующие три вида идентичности:
1) социальная, которая представляет собой отнесение личности
к той или иной социальной группе другими людьми на основе атрибутов группы, к
которой он принадлежит;
2) личная, относящаяся только к
|