Статистика


Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [14] Курсовая [34]
Реферат [51] Разное [10]




Чт, 26.12.2024, 07:54
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Социология » Диплом [ Добавить материал ]

2722. Социальное конструирование гражданской идентичности российской молодежи
Диплом | 13.10.2011, 23:24
Год 2010
Стоимость 3000

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования социального конструирования идентичности…………………………………………………7
1.1.    Концептуальные идеи социального конструирования. Интеграция методологических подходов……………………………………………..7
1.2.    Специфика формирования гражданской идентичности, ее составляющие…………………………………………………………….18
1.3.    Средства массовой информации как один из основных факторов формирования гражданской идентичности молодежи ………………..29
Глава 2. Эмпирическое исследование конструирования гражданской идентичности как фактора социализации молодежи…………………………40
2.1.     Организация и методы исследования…………………………………...40
2.2     Анализ результатов опроса «Формы этнической идентичности»……..44
2. 3     Анализ результатов опроса с помощью модифицированного опросника этнической толерантности………………………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………….70
Литература………………………………..……………………………………...74
Приложения……………………………………………………………………...81
 


Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования социального конструирования идентичности

1.1 Концептуальные идеи социального конструирования. Интеграция методологических подходов

 

В современной социальной науке концепция социальной идентичности подвергается все более тщательному анализу, одновременно становясь все более значимой для описания социальных процессов трансформирующих общества, таких как глобализация, фрагментация социального, культурного, политического и экономического пространства. Данные процессы способствуют росту неопределенности и амбивалентности в процессе приспособления, как отдельных индивидов, так и социальных групп к меняющейся социальной действительности.

На смену эссенциалистскому взгляду на социальную идентичность, характерному для позитивистского направления в настоящее время пришел социально-конструктивистский подход. Именно он лежит в основе современной теории и методологии изучения социальной идентичности. Согласно данному подходу идентичность – это не постоянная, единичная, общая категория, а подвижная, множественная, ситуативная и контекстуальная.  Формирование идентичности происходит на уровне повседневности.

 Конструктивистский подход широко распространен ныне не только в зарубежной, но и отечественной науке [74].

В его основе лежит социологическая теория познания, разработанная и описанная в 1966 году в книге «Социальное конструирование реальности» Питером Бергером и Томасом Лукманом. Согласно данной теории каждый конкретный человек и группа людей принимает непосредственное участие в создании воспринимаемой реальности. Целью социального конструктивизма является выявление путей, с помощью которых индивидуумы и группы людей принимают участие в создании воспринимаемой ими реальности. Основной идеей данной теории выступает понимание реальности как динамического процесса, который включает непрерывное формирование на базе представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение и выступающих в качестве регуляторов общественных отношений, социальных феноменов. Одним из обязательных факторов конструирования реальности выступают социальные отношения, благодаря которым происходит информационный обмен между людьми и закрепление, либо отвержение соответствующей информации в зависимости от ее интерпретации и знаний о мире. Исходя из оценки реальности как объективной (свойственной тому или иному человеку) и субъективной П. Бергер и Т. Лукман, указывают, что идентичность является ключевым элементом субъективной реальности и возникает из «диалектической взаимосвязи индивида и общества» [8, с. 281].

По мнению основоположников конструктивизма, индивид представляет себя в мире и одновременно воспринимает его как объективную реальность. Причем, необходимо отметить тот факт, что вначале, т.е. в процессе первичной социализации конструируется личностная идентичность, и только после ее формирования в процессе вторичной социализации происходит становление социальной идентичности. Максимально успешным  процесс социализации является в обществах с простым разделением труда и минимальным распределением знания, проблемы самоопределения в таких обществах не возникают. По мере распространения знаний и возрастания сложности общества намного более частой становится неуспешная социализация [8].

Согласно социальному конструктивизму, социальный конструкт является порождением конкретной культуры или общества. Его существование представляется возможным только в связи с тем, что представители данного общества согласились действовать так, будто оно (порождение культуры) существует, или согласны следовать определённым условным правилам. К очевидным социальным конструктам относятся язык, деньги, образование, правительства, любые социальные институты и т.д. В данной теории подразумевается, что человек способен и имеет право проявлять избирательность по отношению к тем или иным социальным конструктам, в зависимости от личных предпочтений или других факторов.

Необходимо отметить тот факт, что конструктивистская теория в определении идентичности индивида возникла на базе более ранних исследований данной проблемы, которые составляют иные концепции в понимании этого феномена.

Индивидуальная идентичность и ее становление были рассмотрены в рамках символического интеракционизма Дж. Г. Мидом – без использования самого понятия «идентичность», вместо него он использовал «самость» (self). В последствии эти идеи были развиты Г. Блумером, который ввел в обращение название теории – «символический интеракционизм». Основным постулатом данной теории было утверждение, что становление социального «Я» происходит в процессе взаимодействия с другими людьми, в ходе которого индивид примеряет на себя роли других людей и за счет этого способен осознать себя как члена определенной группы (семьи) Дж. Г. Мид ввел понятие «обобщенный другой», подразумевающее определенную совокупность обезличенных установок, норм и ценностей общества. В процессе развития принятие ролей других и роли «обобщенного другого» происходит постепенно в соответствии с социальным и физиологическим ростом ребенка. «В процессе коммуникации индивид должен стать другим прежде, чем становится собой… И тогда индивид способен стать обобщенным Другим, относясь к себе через отношение группы или сообщества. Так он становится определенным Я по отношению к социальному целому, частью которого он является. Это и есть общая перспектива» [25, с. 168]. 

Кроме символического интеракционизма проблематика идентичности в социологии разрабатывалась в «теории ролей» (Р. Тернер, Х. Беккер и др.). Здесь «Я» рассматривается как некая совокупность ролей и подразумевает наличие у личности нескольких идентичностей. Этот феномен определяется понятием множественной идентичности, т.е. идентификация в соответствии с признаками профессии, места проживания, этноса и другими параметрами, которые могут быть как существенными, так и не существенными.

Еще один подход к определению механизмов идентификации и как следствие к определению специфики формирования идентичности предложил американский социолог и психолог И. Гофман, который создал свою версию  символического интеракционизма в виде драматургической социологии [19].

Согласно его теории самого себя и свои различные роли человек способен воспринимать благодаря ролевой дистанции. По мнению И. Гофмана существуют следующие три вида идентичности:

1) социальная, которая представляет собой отнесение личности к той или иной социальной группе другими людьми на основе атрибутов группы, к которой он принадлежит;

2) личная, относящаяся только к
Добавил: Демьян |
Просмотров: 977
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba