1.1 Управление персоналом
предприятия как функция менеджмента
Изучая теоретические основы в области управления
персоналом, были проанализированы позиции и точки зрения таких авторов как,
Кибанов, Кротова, Ципкин и другие.
Так, Кибанов, управление персоналом признает одной из
наиболее важных сфер жизни предприятия, способной многократно повысить ее
эффективность [2, с.467].
Согласно теории Кротовой, управление персоналом – это
ведущая часть менеджмента, связанная с людьми и их отношениями внутри
организации, и представляющая собой совокупность принципов и методов, средств и
форм взаимодействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях
максимального использования интеллектуальных и физических способностей при
выполнении трудовых функций.
Основная цель управления персоналом — обеспечить эффективную организацию людских
ресурсов в пределах организации и формирование личности, обладающей высокой
ответственностью, коллективной психологией, высокой квалификацией, развитым
чувством сохозяина предприятия.
Наряду с этим выделяют и такие цели управления
персоналом как:
- повышение конкурентоспособности предприятия в
рыночных условиях;
- повышение эффективности производства и труда, в
частности достижение максимальной прибыли;
- обеспечение высокой социальной эффективности
функционирования коллектива.
Цели управления персоналом будут достигнуты лишь в том
случае, если высшие менеджеры станут рассматривать человеческие ресурсы
предприятия как ключ к ее эффективности. Чтобы добиться этого, управление
должно обеспечивать развитие профессиональных кадров в качестве существенного
условия, выполнение которого невозможного без тщательного планирования, кропотливой
работы и оценки[6, с.117].
Успешное выполнение поставленных целей требует решения
таких задач, как:
- обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в
необходимых объемах и требуемой квалификации;
- достижение обоснованного соотношения между
организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой
трудового потенциала;
- полное и эффективное использование потенциала
работника и производственного коллектива в целом;
- обеспечение условий для высокопроизводительного
труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины,
выработки у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
- закрепление работника на предприятии, формирование
стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на
рабочую силу (привлечение, развитие персонала);
- обеспечение реализации желаний, потребностей и
интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида
занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного
продвижения и т.п.;
- согласование производственной и социальных задач
(балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и
социальной эффективности);
- повышение эффективности управления персоналом,
достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.
Сложность и многогранность задач управления персоналом
предполагает множественность аспектов в подходе к этой важной проблеме[27,
с.268].
Обычно выделяют следующие аспекты управления
персоналом:
- технико-технологический аспект отражает уровень
развития конкретного производства, особенности использования в нем техники и
технологии, производственные условия и т.п.
- организационно-экономический аспект касается
вопросов, связанных с планированием численности, составом работающих, моральным
и материальным стимулированием, с использованием рабочего времени и т.д.;
- правовой аспект включает вопросы соблюдения
действующего трудового законодательства в работе с персоналом;
- социально-психологический аспект отражает вопросы социально-психологического
обеспечения управления персоналом, внедрения различных социальных и
психологических процедур в практическую работу;
- педагогический аспект связан с решением вопросов по
воспитанию персонала и наставничеству.
Функция управления – основной элемент всех
управляющих систем, относительно обособленное направление управленческой
деятельности, позволяющее осуществить управляющее воздействие. Конкретные
функции управления выполняют руководители, специалисты и служащие систем
управления родственных профессий с использованием однотипной информации с целью
выработки, обоснования и принятия близких по содержанию управленческих решений
(воздействий
|