ГЛАВА 1. Анализ видов, методов
проектирования, внедрения и оценки эффективности ОСУ.
1.1. Организационные структуры управления и их виды.
Существует
большое количество определений термина «организационная структура». Часть
определений рассматривает организационную структуру как упорядоченное
расположение взаимосвязанных элементов. Некоторые определения акцентируют
внимание на необходимости проектирования организационной структуры исходя из
стоящих перед организацией целей и задач.
Организационная
структура – главный инструмент управления, регламентирующий состав, величину,
размещение, профиль деятельности, ответственность, подчиненность
производственных и обслуживающих подразделений, объединяемых общим аппаратом
управления для выполнения всех функций, зафиксированных в уставе компании.
Организационная
структура управления – внутреннее устройство системы управления, которое обычно
описывается совокупностью организационных единиц (структурных подразделений и
должностных лиц), взаимоотношениями этих организационных единиц между собой и с
управляемой деятельностью (объектом управления).
Типы
ОСУ можно разделить на две группы – иерархические и адаптивные. Различия между
ними можно сформулировать через ряд критериев, таких как характеристики
иерархии управления, развития горизонтальных и вертикальных связей, тип
руководства, степень формализации процедур осуществления управленческой
деятельности и т.д. Невозможно выделить какой-то один совершенный тип
структуры, а другие признать несовершенными. Каждый тип ОСУ может быть
эффективно использован, но эффективность его зависит от ряда факторов. Это и
размеры организации, и решаемые задачи, и отрасль, в которой работает
организация, а так же множество других факторов, требующих индивидуального
подхода в каждом конкретном случае. Кроме того, эффективность структуры зависит
не только от ее формального типа, но и от реализации заложенных структурой
правил и процедур на практике.
1.1.1 Иерархические (бюрократические) структуры управления.
Этот тип структур
отличается:
·
четкой
иерархией власти в организации,
·
сильным
развитием вертикальных связей,
·
высокой
степенью формализации процедур,
·
высокой
централизацией принятия решений,
·
постоянным
закреплением функций,
·
узкой
специализацией деятельности,
·
узко
определенными правами и ответственностью.
Линейная структура
управления – структура, основным принципом построения которой является
вертикальная иерархия, т.е. соподчиненность звеньев управления снизу доверху.
Типовой вид линейной структуры изображен на рис.1.
Рис. 1. Линейная структура
управления.
Основная
отличительная черта линейной структуры – принцип единоначалия. Руководитель
наделен полномочиями отдавать распоряжения только тем сотрудникам, которые
находятся непосредственно в его подчинении и не может отдавать распоряжения
сотрудникам, находящимся на несколько уровней ниже, минуя их непосредственного
руководителя.
Так
же линейная структура отличается наличием только вертикальных связей и отсутствием
горизонтальных. Поэтому она применяется, как правило, только на небольших
предприятиях.
Линейно-штабная
структура – структура, в основе которой лежит линейная структура, но при
линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабные службы).
Типовой вид линейно-штабной структуры изображен на рис.2.
|