1. Теоретические основы
управления персоналом в западных странах
1.1. Значение управления персоналом в
современных условиях
Термин
«управление персоналом» (personnel
management) пришел в отечественную теорию и практику управления из
западных источников. В советские времена такого понятия не было, а для описания
деятельности руководителей и управленческих служб, направленной на работника,
использовался термин «кадры»: работа с кадрами, правление
кадрами и т.п. Эта разность терминологии представляется неслучайной и отражает
различия в подходах к работникам, свойственные развитым странам западной Европы
и сначала Советскому Союзу, а затем и России.
Понятие
«personnel» этимологически связано с понятием «person» (человек,
личность) и потому заключает в себе оттенок индивидуальности, личностности,
субъектности работника. И это отношение к работнику как к личности, к
собственнику своей рабочей силы и активному субъекту трудовой деятельности
явно просматривается как в теоретических работах по управлению
персоналом, так и в позициях тех западноевропейских менеджеров, с практикой
работы которых автору довелось познакомиться по литературным данным и при
личных контактах.
В
советских же условиях работник рассматривался не как собственник, а лишь как носитель рабочей силы,
одного из видов ресурсов, которые (наряду с материалами, энергией, техникой и
т.д.) были вовлечены в процессы экономической деятельности.
В
настоящее время широко распространилось в практике управления российских
бизнес-организаций под названием «управление
человеческими ресурсами» (human
resource management).
Не
случайно директор по персоналу занимает в управленческой иерархии большинства
крупных западноевропейских компаний вторую или третью позицию: ведь в его
ведении находится самый эффективный (в смысле соотношения затраты / результат)
ресурс – работник.
Следовательно, управление персоналом - понятие комплексное,
охватывающее широкий спектр вопросов: от разработки концепции кадрового
менеджмента и мотивации работников до организационно-практических подходов к
формированию механизма ее реализации в конкретной организации.
Современные
концепции управления персоналом основываются на признании возрастающей роли
личности работника, на знании его мотивационных установок, умении их
формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Утверждение
рыночных отношений сопровождалось отходом от принципов иерархического
управления, жесткой системы административного воздействия, созданием новой
организационной культуры, возникновением специфических ценностных установок. В
западных компаниях кадровая политика всегда находилась в поле зрения их
руководства и сегодня она остается одним из управленческих приоритетов. Главная
цель системы управления персоналом - создание результативных мотиваций,
обеспечение компании высококлассными кадрами, их продуктивное использование,
профессиональное и социальное развитие.
Выделяют несколько типовых моделей организации работы с
персоналом в российских и иностранных фирмах. Условно их можно обозначить так:
Так называемый "советский" отдел кадров.
Эта структура занимается исключительно делопроизводством,
оргвопросами по приему и увольнению персонала, выполняет другие вспомогательные
функции. Реальной работы по управлению персоналом такой отдел не проводит, в
принятии ключевых решений по вопросам управления кадрами не участвует.
"Переходная" модель.
В компании нет отдела по работе с персоналом, различные
функции управления персоналом распределены между другими сотрудниками фирмы -
юристом, секретарем, исполнительным и генеральным директорами.
"Продвинутая" модель.
Отдел по работе с персоналом существует, внутри него
присутствует функциональное разделение труда - одни сотрудники занимаются
делопроизводством, другие - подбором персонала, третьи - обучением, четвертые -
юридическими вопросами и так далее. Однако при принятии важных стратегических
решений по кадровым вопросам голос этого отдела не является решающим, его место
в общей оргструктуре фирмы постоянно меняется.
"Перспективная" модель. Отдел по работе с
персоналом представляет собой классический HR-департамент (Human Resourсe) в
западной компании. Руководитель отдела является одним из топ-менеджеров фирмы,
входит в совет директоров и разрабатывает кадровую политику.
В управлении персоналом
можно выделить три взаимосвязанных подхода, вытекающих из экономических и
организационных теорий.
1) Первый подход связан с
формированием человеческого капитала. Он основан на стремлении организации
развивать свой собственный трудовой потенциал, а не набирать людей со стороны.
Этот подход является вариацией философии "создать или купить": одни
компании считают более экономичным покупать, чем производить комплектующие
компоненты для своего изделия, другие компании предпочитают купить готовый
талант на стороне, чем вложить деньги в его подготовку и развитие.
Данная стратегия имеет свои положительные и отрицательные
Демченко Т. Управление персоналом: современные
подходы// Журнал "Человек и Труд, -2003, - № 8
Демченко Т. Управление персоналом: современные
подходы// Журнал "Человек и Труд, -2003, - № 8
Демченко Т. Управление персоналом: современные
подходы// Журнал "Человек и Труд, -2003, - № 8
|