Глава I.
Теоретические основы управления психологическим климатом в современной
организации
Изучение психологического
климата (ПК) производственного коллектива издавна привлекает внимание
исследователей-психологов. О нем написаны десятки монографий и диссертаций,
сделаны сотни докладов на научных конференциях и симпозиумах. Однако ученым
пока так и не удалось окончательно договориться, что же такое ПК. Сегодня
существует более сотни определений данного явления и не меньшее количество методик
его изучения. Однако, несмотря на различие подходов, и точек зрения, есть нечто
общее, объединяющее эти исследования: все они посвящены первичному
производственному коллективу. Ведь именно здесь создаются материальные ценности,
и социализируется (формируется) личность работника. Так было до недавнего
времени.
Сейчас акценты должны
сместиться. Дело в том, что основным звеном производства является предприятие,
получающее хозяйственную самостоятельность, а его коллектив — право на
самоуправление. На первый план выходят процессы, происходящие на предприятии в
целом. Их направленность зависит от ПК всего коллектива, который нельзя
определить как сумму составляющих его первичных коллективов. Это — качественно
новое образование. ПК такого коллектива в большей мере, чем первичного,
существует не сам по себе, а как элемент системы жизнедеятельности предприятия.
Кроме него она включает следующие элементы; внешнюю и внутреннюю среду,
социальные характеристики коллектива, процесс деятельности, производственно-экономические
и социальные результаты. Необходимо учитывать также, что предприятие не
изолировано от общества. Тысячами нитей оно связано с народнохозяйственным
комплексом страны и, следовательно, ПК коллектива зависит, во-первых, от
общественно-политической и экономической ситуации в государстве; во-вторых, от
положения отрасли в народном хозяйстве и качества управления ею; в-третьих, от
условий и уровня жизни в пункте размещения предприятия. Отсюда следует, что
изучение ПК неполноценно вне системного и комплексного (с участием социологов,
экономистов и психологов) подходов.
Будем исходить из того,
что ПК — это внутреннее состояние какой-либо общности, отражающее ее
комплексную способность достигать стоящие перед ней цели. Говоря о внутреннем
состоянии, мы имеем в виду, что оно определяется системой взаимосвязанных между
собой и зависимых друг от друга качеств. На наш взгляд, такими качествами
являются коллективные социальные ценности, нормы поведения и установки,
социальные ожидания, уровень идентификации индивидов и групп с общностью,
сплоченность общности и взаимная совместимость ее членов, приемлемость
руководителей для подчиненных, уровень удовлетворенности работников трудовой
ситуацией в целом, условиями и уровнем жизни, характер межгрупповых отношений.
Взаимодействие этих компонентов создает новое и особое интегративное качество.
Следует пояснить и сам
термин «общность». В данном случае он обозначает трудовой коллектив
промышленного предприятия. Но этим термином можно определить и коллектив любой
организации, у которой имеются четко обозначенные цели деятельности. Наконец, понятие
«достижение цели». Речь идет не о формальном получении запланированного результата
деятельности (выпуск продукции в установленные сроки, в нужном количестве и требуемого
качества), а о выполнении задачи наиболее эффективным из возможных способов, т.
е. с наименьшими затратами ресурсов и наименьшим ущербом для личности.
Базовые компоненты
системы ПК — ценностные ориентации коллектива, установки и нормы поведения.
Социальные группы усваивают, как правило, ценности, соответствующие их положению
в обществе. Но помимо этого каждая группа способна формировать свою специфическую
систему ценностей, которая какими-то своими элементами может отличаться от
общепринятой.
Когда мы изучаем первичный
коллектив, вопрос о его ценностных ориентациях не представляется сложным.
Методики исследований достаточно разработаны. Если же речь идет о коллективе
целого предприятия, то здесь требуется специальная методика, основанная на такой
репрезентативной выборке, где были бы представлены все социальные группы коллектива,
выделенные по особому набору критериев. Сложности возникают также в процессе изучения
других элементов ПК и системы жизнедеятельности коллектива. Перед исследователями
возникает круг методологических и методических задач, до сих пор еще не решенных.
Следующим элементом ПК являются социальные установки. Существует мнение, что
именно они характеризуют наиболее глубокое и устойчивое отношение человека к
своим статусам и ролям. Это
касается установок индивида. Однако для нас важно исследовать установки всего
коллектива предприятия. Сложность заключается в том, что установки (как, впрочем,
и все остальные элементы ПК) претерпевают глубокие изменения при переходе к новому
экономическому механизму. Пути решения этой проблемы нужно искать в сфере познания
механизма групповых взаимодействий.
С ценностными ориентациями и установками тесно связаны нормы поведения,
принятые коллективом. Их структура сложна и поэтому, исследуя СПК, необходимо
выяснить соотношение принятых здесь общественных, групповых и индивидуальных
норм поведения. Представляется, что соотношение общественных, групповых,
индивидуальных норм поведения и норм коллектива предприятия в целом можно
изобразить так, как это показано на рис. 1, где четыре геометрические фигуры
наложены друг на друга. Полусфера здесь обозначает общественные нормы
поведения, треугольник ABC - групповые, треугольник ADC - индивидуальные,
треугольник АЕС - нормы коллектива предприятия. Групповые нормы состоят из трех
частей: 1, 2, 3. Часть 1 является общей: это та часть общественных норм, которая
усвоена и индивидуальным сознанием, и групповым. Эти нормы приняты и усвоены коллективом.
Часть 2 представляет собой те общественные нормы, которые усвоены большинством
групп и основным коллективом. Индивиды подчиняются им только тогда, когда они
находятся в составе групп. Часть 3 — специфична, она отличается и от норм
основного коллектива, и от индивидуальных норм. Часть 4 — общественные нормы,
усвоенные всем коллективом предприятия и отдельными членами данной группы, но
не ставшие групповыми, а часть 5 — нормы чужих групп, не принадлежащих к
предприятию. Они усвоены отдельными членами, но не приняты группой и
коллективом в целом.
|