ГЛАВА 1. Место нематериальной мотивации в системе управления
эффективностью персонала
Термином мотивация в современной психологии обозначаются
как минимум два психических явления:
1. Совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность
индивида, т. е. система факторов, детерминирующих поведение.
2. Процесс образования, формирования мотивов, который стимулирует и
поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
За любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания, а за
конфликтом — столкновение несовместимых устремлений партнеров по общению, когда
соблюдение интересов одной стороны грозит ущемлением интересов другой. Если это
истоки, первопричина конфликтов, то тяжелый характер, плохое самочувствие,
настроение, незнание психологии человека и проблемы общения — провоцирующие
факторы, катализаторы. Именно они определяют, как скоро конфликт случится и
насколько он будет длительным и резким по форме [13, c. 76].
Мотивация — совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих
его к определенному виду деятельности.
В основе мотивации лежат те или иные нереализованные потребности, которые,
преломляясь через призму личностных особенностей и индивидуального жизненного
опыта, направляют человека к определенным действиям [12, c. 121].
Таким образом, мотивы — это те внутренние силы, которые
связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.
Некоторые психологи определяют мотивы как «осознанные, осмысленные и
прочувствованные потребности», однако такое определение верно далеко не всегда.
У человека могут быть и подсознательные мотивы, определяющие его поведение. Так
как эти мотивы не осознаются человеком, он додумывает другие, рациональные
мотивы, с помощью которых пытается объяснить свои поступки.
Мотивы характеризуются двумя основными свойствами: силой и
устойчивостью [24, c. 49].
Функции мотивов
1. Побуждающая — вызывают активность человека, придают ему
энергию.
2. Направляющая — определяют выбор объекта, на который
будет направлена активность человека в ближайшее время.
3. Регулирующая — определяют очередность реализации
потребностей.
В свою очередь потребность определяется как нужда индивида
в тех или иных условиях существования, предметах или людях, без которых данный
индивид испытывает состояние дискомфорта [21, c. 53].
Эволюцию живых существ нельзя объяснить только пассивным приспособлением к
среде обитания. Потребности — источник активности живых существ. Это
генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше
потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем
выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов,
обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все
свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят
жизнь в философских поисках смысла жизни.
Потребность есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности,
материальных объектах, людях или определенных социальных факторах [18, c. 69].
Особенности потребностей
1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства
неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.
2. Потребности определяют избирательность
восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, к
|