Глава
1. Теоретические основы привлечения и отбора персонала
1.1 Планирование потребности в персонале
Процесс отбора новых
работников только тогда может обеспечить успешное решение поставленных задач,
когда ему предшествует тщательный анализ требований работы, особенностей
рабочей среды и выработка решений, опирающихся на результаты проведенного
анализа. Планирование в сфере отбора призвано увязать цели отбора и важнейшие
характеристики наличной ситуации.
По мнению Т.Ю. Базарова очевидно,
что планирование потребности в персонале — часть общего процесса планирования в
организации. В конечном итоге успешное кадровое планирование основывается на
знании ответов на следующие вопросы:
1) сколько работников, какой
квалификации, когда и где потребуется;
2) каким образом можно привлечь нужный и
сократить или оптимизировать использование излишнего персонала;
3) как лучше
использовать персонал в соответствии с его
способностями, умениями и внутренней мотивацией;
4) каким образом обеспечить условия для
развития персонала;
5) каких затрат потребуют
запланированные мероприятия.
А.Я. Кибанов считает, что
планирование потребности в персонале одно из важнейших направлений кадрового
планирования, позволяющее установить на заданный период времени качественный и
количественный состав персонала.
Схема планирования потребности в
персонале приведена на рис. 1.
Оценка потребности организации в персонале может носить
количественный и качественный характер.
Количественная оценка потребности в персонале, призванная ответить на вопрос
«сколько», основывается на анализе предполагаемой организационной структуры
(уровни управления, количество подразделений, распределение ответственности),
требований технологии производства (форма организации совместной деятельности
исполнителей), маркетингового плана (план ввода в строй предприятия,
поэтапность разворачивания производства), а также прогнозе изменения
количественных характеристик персонала (с учетом, например, изменения
технологии). При этом, безусловно, важной является информация о количестве
заполненных вакансий.
Рис. 1 Схема планирования потребности
в персонале
Качественная
оценка потребности в
персонале — попытка ответить на вопрос «кого». Это более сложный вид прогноза,
поскольку вслед за анализом, аналогичным для целей количественной оценки,
должны учитываться ценностные ориентации, уровень культуры и образования,
профессиональные навыки и умения того персонала, который необходим организации.
Особую сложность представляет оценка потребности в управленческом персонале.
В этом случае необходимо учесть, как минимум, возможности персонала определять
рациональные оперативные и стратегические цели функционирования предприятия и
осуществлять формирование оптимальных управленческих решений, обеспечивающих
достижение этих целей.
Важный
момент в оценке персонала — разработка
организационного и финансового планов укомплектования, включающих:
• разработку программы мероприятий по
привлечению персонала;
• разработку или адаптацию методов
оценки кандидатов;
• расчет финансовых затрат на
привлечение и оценку персонала;
• реализацию оценочных мероприятий;
• разработку программ развития
персонала;
• оценку затрат на осуществление
программ развития персонала.
Определить необходимую численность рабочих и их профессиональный и квалификационный состав позволяют:
1. производственная программа,
2. нормы выработки,
3. планируемый рост повышения
производительности труда,
4. структура работ.
Расчет численности персонала может быть текущим или оперативным и
долговременным или перспективным.
1. Текущая потребность в
персонале.
Общая потребность предприятия в кадрах А определяется как сумма:
А = Ч+ДП,
где Ч — базовая потребность в
кадрах, определяемая объемом производства; ДП — дополнительная
потребность в кадрах. Базовая потребность предприятия в кадрах Ч определяется по формуле:
4= ОП/ В,
где ОП — объем производства;
В — выработка на одного работающего.
Более конкретные расчеты, как правило, производятся отдельно по следующим
категориям:
• рабочие-сдельщики (с учетом
трудоемкости продукции, фонда рабочего времени, уровня выполнения норм);
•
рабочие-повременщики
(с учетом закрепленных зон и трудоемкости работы, норм численности персонала,
трудоемкости нормированных заданий, фонда рабочего времени);
•
ученики
(с учетом потребности в подготовке новых рабочих и плановых сроков обучения);
|