Под формированием и созданием команды, в общем случае, понимается
процесс целенаправленного «построения» особого способа взаимодействия людей в
группе (называемой командой), позволяющего эффективно реализовывать их
профессиональный, интеллектуальный и творческий потенциал в соответствии со
стратегическими целям данной группы (команды) [1, c.67]. Команда в этом случае
определяется как группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга
в ходе достижения поставленных целей.
По содержанию работы Команды, которые создают что-нибудь новое для
организации или делают новую работу, что ранее не осуществлялось, относятся к
Командам проекта (проектные Команды). Они носят временный характер, который
определяется сущностью проекта, как временной специфической организационной
формой достижения целей и решения уникальных задач.
В организационной структуре больших проектов и в их менеджменте
можно выделить, по крайней мере, три типа проектных команд [17, c. 105]:
1. Команда проекта (КП) - организационная структура проекта
создаваемая на период осуществления проекта либо одной из фаз его жизненного
цикла. Задачей руководства команды проекта является выработка политики и
утверждение стратегии проекта для достижения его целей. В команду проекта
входят лица, представляющие интересы различных участников (включая
стейкхолдеров) проекта.
2. Команда управления проектом (КУП) – организационная структура
проекта, включающая тех членов КП, которые непосредственно вовлечены в
управление проектом, в том числе - представителей некоторых участников проекта
и технический персонал. В относительно небольших проектах КУП может включать в
себя практически всех членов КП. Задачей КУП является исполнение всех
управленческих функций и работ в проекте по ходу его осуществления.
3. Команда менеджмента проекта (КМП) - организационная структура
проекта, возглавляемая управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемая
на период осуществления проекта или его жизненной фазы. В команду менеджмента
проекта входят физические лица, непосредственно осуществляющие менеджерские и
другие функции управления проектом. Главными задачами команды менеджмента
проекта являются осуществление политики и стратегии проекта, реализация
стратегических решений и осуществление тактического (ситуационного)
менеджмента.
На практике цели КП, интересы участников и соответствующие цели и
задачи проекта (декларируемые и латентные) часто носят противоречивый характер.
Множественность интересов и целей различных участников проекта определяет и
зону их конфликта (Приложение 1).
Создание команды представляет собой процесс трансформации набора
индивидуальностей с различными интересами, сущностью и опытом в интегрированную
и эффективную рабочую единицу [20, c.29].
Сложность создания и развития эффективной КП связана с тем, что она
занимает тройственную позицию при осуществлении проекта:
1. С позиции системного подхода: КП - это субъект управления по
отношению к процессам и объектам управления (субъект – объектные отношения) в
проекте со всеми присущими ему задачами и функциями.
2. С позиции психологического подхода: КП - это самоуправляемый и
саморазвивающийся субъект (субъект - субъектные отношения). В рамках проектного
менеджмента эта позиция определяется через саморазвивающиеся,
самоориентирующиеся и самомотивирующиеся КП.
3. С позиции проектного подхода: КП - это сквозной развивающийся
элемент технологии осуществления проекта [17, c. 110].
Однако основная проблема при создании КП не столько в 3-х ее
«сущностях» (ипостасях), в количестве и качестве элементов, а в том, что вся
эта совокупность элементов должна работать согласованно и целенаправленно.
Причем выделить приоритеты из этой совокупности затруднительно, т.к. для разных
целей и на разных фазах жизненного цикла проекта они могут изменяться. Поэтому
при создании и развитии КП требуются такие технологии, которые позволяли бы
проводить интеграцию членов КП в рабочее пространство конкретного проекта в
ходе его осуществления целевым образом под определенные цели и задачи. Такого
типа технологии называются кросс-культурной и кросс-профессиональной
интеграцией и используются как при создании КП, так и при интеграции КП в
проект.
Персонал – это конкретные индивидуумы, частью которых является их
квалификация, исполнение функционально-должностных обязанностей и прочее, что
описывается в рамках штатного расписания проекта [21, c. 38].
В проекте всегда есть то, что управляется как объектом посредством
процессов и то, что в процессном виде не управляемо.
Чем можно «управлять» в проекте с точки зрения управления системами
(управления проектами), иначе - с позиции «науки»? Трудовыми ресурсами и
|