1. Теоретические аспекты формирования
организационной
культуры и управленческих процессов как
условия эффективного управления современной организацией
1.1.Определение понятия и содержания
организации и ее структуры
По мнению отечественных
специалистов, в хозяйственной практике современной России механизм
стратегического управления находится в стадии становления. При этом
отечественные и международные аналитики считают, что российский рынок вступил в
стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает эффективному
функционированию деятельности предприятий. Быстрые изменения внешней среды
отечественных предприятий также стимулируют появление новых методов, систем и
подходов к управлению. В настоящее время большинство российских предприятий
работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно,
нуждаются в методах стратегического управления. Ясное и четкое представление о
сущности стратегического управления можно получить, осознав его составляющие.
Можно выделить семь граней проявления
стратегического управления как идеи эффективного руководства системой в
современных экономических условиях.
Первую
грань стратегического
управления можно определить как целенаправленное творчество компетентной и
высокомотивированной команды руководителей и сотрудников предприятия.
Вторую
грань стратегического
управления можно представить как философию бизнеса и менеджмента, благодаря
которой предприятие на основе законов организации и самоорганизации сможет
добиться снижения хаоса (энтропии) и увеличения порядка (синергии).
Третья
грань стратегического
управления характеризует его как эволюционный этап развития системы
корпоративного планирования (см. приложение 1.), которая естественно связана с
эволюцией уровня знаний в менеджменте и включает элементы всех предшествующих
систем управления.
Четвертая грань стратегического
управления представляет собой динамическую совокупность взаимосвязанных
управленческих процессов принятия и осуществления решений, с целью сохранения
конкурентных преимуществ предприятия в долгосрочной перспективе, на основе
моделей стратегического управления (см. приложение 2).
Пятая
грань характеризует
стратегическое управление как систему интегрированного внутрифирменного
планирования [5.С.27], обеспечивающую равновесие между стратегической и текущей
ориентацией деятельности предприятия на основе координации стратегических,
среднесрочных и тактических планов.
Шестая
грань - это
реализация идеи стратегического управления на основе маркетингового
подхода. В современных условиях концепция маркетинга представляет собой
«маркетинг отношений», т.е. всестороннее развитие отношений с потребителем с
целью максимального удовлетворения его потребностей.
Седьмая
грань - это
совокупность процедур, обеспечивающих функционирование системы стратегического
управления предприятия: процедура осуществления процесса планирования и порядок
действий при планировании; состав команды плановиков; график и содержание
совещаний по планированию; система контроля, которая должна содержать систему
отчетности и структуру совещаний.
Учитывая изложенное выше,
идею стратегического управления можно отобразить схематически (см. приложение
3), такой подход к пониманию и осознанию идеи стратегического управления в
современных экономических условиях поможет высшим руководителям российских
предприятий в совершенствовании систем управления. Осознание высшим
менеджментом сущности стратегического управления как необходимого принципа сохранения
и развития предприятия в современных экономических условиях, как инструмента
длительного, безостановочного продвижения организации к все более высокому
уровню качества продукции и управления - актуальная проблема микроэкономики
современной России.
Реализация выбранного типа управления
зависит от существующих на предприятии организационно-управленческих структур.
Под организационной структурой
понимается деление предприятия на относительно самостоятельные подразделения,
для членов которых функциональные и неформальные связи в целом сильнее, чем для
членов различных подразделений. При этом принцип группировки работников для
объединения в подразделения может быть различным.
Выделяются следующие способы
группировки работников:
- по профессиональным знаниям и
навыкам (в этом случае соответствующая организационная структура может
называться «профессиональной»);
- по функциональным признакам (функциональная
структура);
- по видам производимой продукции (продуктовая структура);
- по технологическому признаку (технологическая структура);
- по сегментам рынка потребления
производимой продукции (потребительская структура);
- по местонахождению (дивизиональная структура);
- по их участию в одном проекте (временная или проектная организационная
структура) [18, с. 67].
Вопрос об оптимальной организационной
структуре не решается однозначно. В зависимости от того, в какой степени
успешно работает предприятие, насколько высока агрессивность внешней среды, в
какой стадии жизненного цикла находится спрос на продукцию предприятия, каковы
нынешнее состояние и желательный тип коллектива, как сама организационная
структура, так и способы и факторы ее изменения могут быть различными.
Основными являются следующие полярные варианты, между которыми можно разместить
все имеющиеся здесь возможности:
- структура, слабо зависящая от
изменения внешних или внутренних факторов («механическая структура»);
- структура, существенно зависящая от изменения внешних или внутренних
факторов («органическая структура»)
[23, с. 54].
Первый вариант уместен для случаев
оперативного или тактического типа управления, высокой роли производственного
опыта в эффективности труда большинства работников. Если же речь идет о
самоорганизующейся системе, которая в состоянии поддерживать свою внутреннюю
организацию, то здесь рекомендуется более мягкая структура органического типа.
Совокупность перечисленных разделов стратегии управления в значительной
мере определяет суть тех решений, которые принимаются в процессе
функционирования предпри
|