Раздел 1.
Основные теоретические положения и методические управления торговой организацией
1.1
Основные теоретические положения, методические приемы и особенности
управления розничной торговой организацией
Розничная торговая сеть - это совокупность
торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров), размещенных
на определенной территории (город, поселок, населенный пункт) для организации
обслуживания населения и оказания услуг покупателям.
Розничную торговую сеть делят на следующие
виды: стационарную, передвижную и
посылочную.
Основным видом розничной торговой сети
является стационарная. Она
включает магазины и мелкорозничную торговую сеть (палатки, киоски, павильоны,
ларьки, торговые автоматы).
Основу розничной торговли составляют
магазины (на их долю приходится примерно 90% всей сети). Они размещены в
капитальных зданиях, располагают системой специальных помещений, оснащенных
торгово-технологическим оборудованием, применяют различные формы продажи
товаров в широком ассортименте, оказывают покупателям дополнительные услуги,
обеспечивают высокую культуру торговли.
Мелкорозничная торговая сеть организует
торговлю товарами частого спроса (мороженое, табачные изделия, овощи, фрукты,
соки, безалкогольные напитки и так далее) через павильоны, палатки, ларьки и
киоски. Сюда же относят и торговые автоматы, устанавливаемые на улицах, площадях,
в местах отдыха населения, на вокзалах. В отличие от магазинов эти сооружения
легкой конструкции не требуют больших капитальных затрат, но недостатком их
является более узкий ассортимент товаров (нет подсобных помещений) и меньше
удобств при обслуживании покупателей. Однако в летнее время, в период
проведения массовых мероприятий и массового поступления в город овощей, ягод,
фруктов роль мелкорозничной торговли повышается.
Торговые автоматы применяются для продажи
штучных товаров, пива, соков, газированной воды, табачных изделий, горячих и
холодных напитков, хлебобулочных изделий и др. Возможности использования их
разнообразны. Их можно использовать для оснащения магазинов или отдельных
секций, кафе-автоматов, торговли через витрины-автоматы (витроавтоматы),
установки отдельных автоматов на улицах, в метро, на вокзалах.
Увеличение численности торговых автоматов
позволяет сократить численность торговых работников, занятых обслуживанием
покупателей, дает возможность населению приобретать товары в любое время суток
с минимальными затратами времени, повышает культуру торговли.
Передвижную розничную торговую сеть делят на развозную
к разносную.
Развозная сеть включает сельские и городские автомагазины, магазины-вагоны,
магазины-суда. Она имеет большое значение для населения отдаленных районов,
сельской местности, а также работников сельского хозяйства на полевых станах,
отгонных пастбищах и т. д. Ассортимент товаров в данном случае формируется с
учетом спроса определенного контингента покупателей.
Торговля через автомагазины получила более
широкое распространение в крупных городах, чему способствовало развитие сет и
автомагазинов на предприятиях, производящих молочные, мясные и некоторые другие
продовольственные товары. Это современные, хорошо оснащенные холодильным и
кассовым оборудованием автомагазины, имеющие привлекательный вид. Их устройство
и оборудование позволяют покупателям беспрепятственно знакомиться с
ассортиментом продаваемых товаров. Они ведут торговлю в наиболее оживленных
местах,
Разносная торговля осуществляется с лотков, корзин и других простейших устройств. Ее
организуют для продажи цветов, газет, книг, лотерейных билетов, мороженого,
кондитерских и табачных изделий.
Передвижная торговая сеть обладает большой
мобильностью. Она следует за покупателем и обслуживает его там, где не может
быть организована стационарная торговля.
Посылочную торговлю в стране осуществляют конторы Посылторга Комитета торговли
Российской Федерации, Посылторг Центросоюза, магазины «Книга - почтой»,
специальные секции некоторых крупных универмагов. Посылочная торговля является
дополнительной формой торгового обслуживания населения.
Также различают розничную торговую сеть:
·
смешанную (торгующую продовольственными и
непродовольственными товарами на одном рабочем месте продавца);
·
специализированную (торгующую товарами
одной или двух-трех групп или комплексов);
·
узкоспециализированную (торгующую
отдельными подгруппами и видами товаров);
·
универсальную (торгующую всеми группами
или продовольственных, или непродовольственных товаров).
В настоящее время существует большое количество разнотипных и
разномасштабных предприятий, которые можно классифицировать по ряду следующих
признаков.
По масштабу деятельности
розничные торговые предприятия делят на малые, средние и крупные.
В России
к малым розничным торговым предприятиям относятся предприятия с численностью
работающих не более 15 человек. Численность работающих как критерий для
подразделения предприятий по масштабам деятельности широко используется также в
зарубежной практике. Например, в соответствии с этим критерием все предприятия
в США
|