1 Основные теоретические положения и
методические управления торговой организацией
1.1 Основные теоретические положения,
методические приемы и особенности управления дилерской торговой организацией
Динамизм современных экономических
процессов, стремительные перемены в
социально-экономических системах ставят перед специалистами в области
управления проблему поиска новых методов работы с рынком. Укрепление
конкурентных позиций фирмы возможно лишь на базе наиболее полного соответствия управляемых
параметров коммерческой деятельности нуждам и запросам целевых потребителей.
К числу системных проблем в
автомобильной промышленности России следует отнести:
- слабый продуктовый набор и низкие
инвестиции в производство;
- низкий объем производства и малые
производственные мощности, технологическое отставание отрасли;
- практическое отсутствие
современной автокомпонентной промышленности. Низкий уровень конкуренции на
рынке комплектующих из-за малого присутствия международных автопроизводителей.
Низкое качество российских поставщиков комплектующих при малом масштабе
производства по моделям;
- отсутствие последовательной
тарифной и таможенной политики;
- отсутствие особой политики
стимулирования НИОКР и низкий объем ее финансирования;
- несовершенство нормативного
правового регулирования;
- низкий уровень инвестиционной
привлекательности российских предприятий;
- низкие кадровый потенциал и
производительность труда.
На большинстве автомобильных рынков
средний возраст покупателя составляет 40 лет. Ожидается, что к 2015 г. он
увеличится на четыре года. Разработка автомобилей для этой целевой группы
потребителей не означает производства «старообразных» автомобилей. Речь идет о
том, чтобы внести в продукцию такие элементы дизайна и характеристики, которые
найдут признание у этой группы потребителей. Автомобиль для возрастной целевой
группы потребителей должен обладать следующими чертами:
· эргономичные решения сидений и
багажника;
· визуальные средства для более
эффективного вождения в темное время суток и в условиях непогоды;
· функции легкого использования даже
сложных приборов и устройств;
· дисплеи с информацией и
специальными рекомендациями;
· видеокамеры бокового и заднего
вида.
Для России главная угроза связана с
наводнением внутреннего рынка малобюджетными, дешевыми автомобилями из Китая и
Индии, а также ряда других развивающихся стран, таких как Бразилия и Иран.
Отсутствие внятной стратегии модернизации отечественных заводов, ориентация на
отверточную и крупноузловую сборку импортных автомобилей грозит потерей
национальной автомобильной промышленности.
Развивающиеся рынки, особенно Индия
и Китай, окажутся движущей силой развития отрасли в ближайшие 20 лет. К 2030 г.
почти 50% продаж в отрасли будет приходиться на страны Азии. В развивающиеся
страны сдвигается также и производство комплектующих. Однако структура
размещения конечных капиталоемких сборочных производств не претерпит столь же
глубоких изменений.
Большую часть рынка будут занимать
небольшие, легкие в управлении малобюджетные автомобили – вследствие растущего
на них спроса, возрастающей конкуренции со стороны развивающихся стран,
давления демографических и природоохранных факторов. В то же время останется
рыночная ниша и для высококачественных автомобилей премиум-класса. Наиболее
трудные времена ожидают автомобили среднего ценового сегмента.
Процесс экономии на масштабах
производства и консолидации в отрасли существенно затормозится. Вместо шести
глобальных игроков, контролирующих 75% мирового производства автомобилей,
появится множество новых компаний.
В нисходящей цепочке добавленной
стоимости произойдут существенные изменения. Производители автомобилей будут
все в меньшей степени сотрудничать с автомобильными дилерами и все в большей
степени стараться устанавливать прямые связи с конечными потребителями.
Операционная эффективность станет ключевым фактором успеха автомобильных
компаний к 2030 г. Конкурентные преимущества сосредоточатся в минимизации
издержек, позволяющих сделать автомобиль еще более дешевым, а также в большей
эффективности в таких областях, как цепочки поставок комплектующих и разработка
новых продуктов, которые станут основным объектом ИТ-инвестиций [20].
В этих условиях особое значение
приобретает организация управления продажами дилерской торговой организации,
действующей на автомобильном рынке.
В условиях рыночной системы хозяйствования под сбытом (сбытовой
деятельностью) следует понимать комплекс процедур продвижения готовой продукции
на рынок (формирование спроса, получение и обработка заказов, комплектация и
подготовка продукции к отправке покупателям, отгрузка продукции на транспортное
средство и транспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов
за нее (установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями
за отгруженную продукцию) [22,
c. 114].
Главная цель сбыта - реализация экономического интереса
производителя (получение предпринимательской прибыли) на основе удовлетворения
платежеспособного спроса потребителей.
|