ГЛАВА 1. Теоретический обзор по
управлению конфликтами в команде проекта.
Разногласия и конфликты
неизбежные спутники жизни любой, организации, которые могут быть как деловые, так и межличностные.
Межличностные конфликты представляют
наибольшую проблему.
Конфликт по причинам индивидуальных различий возникает от
того, что ценности и опыт людей формируют у них разное
отношение к одним и тем же событиям, которые как таковые не имеют единственно правильного решения. Напротив,
каждого событие имеет несколько различных интерпретаций.
Люди вырабатывают о нем собственное мнение на основе своего предшествующего опыта, ценностей и целей.
Конфликтная
ситуация незримо присутствует во всех сферах профессиональной деятельности, и
проблема конфликтов на производстве существует повсеместно, однако по данным
социологов в нашей стране конфликтов больше, чем в странах с развитой
экономикой. Как будет развиваться конфликт, какие он примет формы зависит от поведения
вовлеченных в него людей.
1.1. Проект и
жизненный цикл проекта.
На сегодняшний момент ситуация в России изменилась существенным
образом. Распалась система централизованного планирования, позволявшая не
задумываться над вопросом: быть – или не быть проекту. Нормативная база устарела, а современные технологии ушли
далеко вперед. Поэтому задачи применения технологий управления проектами в
условиях максимальной неопределенности стали особенно актуальными.
Обратившись к Большому энциклопедическому словарю /5/,
можно обнаружить три определения понятия «проект»:
Проект (от лат. projectus, буквально – брошенный
вперед),
1) совокупность
документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или
изделия.
2) Предварительный
текст какого-либо документа.
3) Замысел, план.
Чаще всего в отечественной практике
понятие "проект" связывается с первым его значением, т.е. комплексом
технической и сметной документации для создания чего-либо. Однако на западе для
обозначения такого понятия чаще применяется термин design, а понятие "проект" (project) трактуется более
широко. Таким образом, следует различать сами действия, образующие проект, и
описание этих действий, изложенные в той или иной форме.
Российская Ассоциация
Управления проектами СОВНЕТ /36/ определяет этот термин как:
Проект - это ограниченное во
времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными
требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов
и специфической организацией. Словосочетание "отдельной системы",
включенное в определение, указывает не только на целостность проекта и его
разграничение с другими предприятиями, но и подчеркивает единственность проекта
(в отличие от серийного производства), а значит - его неповторимость и признаки
новизны.
Специалисты компании
"Консалтинг ПРИМ"/35/ считают, что:
Проект
- комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения
определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного
бюджета.
Московское
отделение Ассоциации управления проектами Project Management Institute (PMI) -
Институт Управления Проектами дает следующее определение /34 /:
Проект - это
временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или
услуг. "Временное" означает, что у любого проекта есть начало и
непременно наступает завершение, когда достигаются поставленные цели, либо
возникает понимание, что эти цели не могут быть достигнуты. "Уникальных"
означает, что создаваемые продукты или услуги существенно отличаются от других
аналогичных продуктов и услуг.
Володина В.В. под проектом понимает /
9/. Проект (project) -
целенаправленный, заранее проанализированный и спланированный комплекс
взаимосвязанных мероприятий по созданию или изменению какого-либо объекта
(совокупности объектов) направленный на достижение заранее определенных целей в
течение заданного периода времени, при установленном бюджете и определенном
качестве. В более широком понимании - это профессиональная деятельность,
ориентированная на получение эффективных результатов путем успешного
осуществления проектов как целенаправленных изменений, реализуется в
менеджменте проектов. Очевидно, что любым процессом необходимо управлять,
воздействовать на все элементы данной системы направленное на достижение
конкретного результата. Это деятельность, направленная на реализацию некого
процесса с максимально возможной эффективностью при заданных ограничениях по
времени, денежным средствам и ресурсам, а также качеству конечных результатов
проекта. В этом случае управление - процесс прямого воздействия субъекта
управления на объект управления с целью получения конкретного результата. Управление проектом представляет собой методологию организации,
планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на
протяжении жизненного цикла проекта направленную на эффективное достижение его
целей путем решения современных методов, техники и технологий. Для эффективного
управления проектами система должна быть хорошо структурирована. Суть
структуризации сводится к разбивке проекта и системы его управления на
подсистемы и компоненты, которыми можно управлять Основной структурной
единицей участников проекта является команда проекта - специальная группа, которая становится
самостоятельным участником проекта (или входит в состав одного из этих
участников) и осуществляет управление инвестиционным процессом в рамках
проекта. У каждого проекта
обязательно есть свой определенный жизненный цикл, так как проект имеет
ограниченное по времени действие. В процессе жизненного цикла проект движется
по фазам, приобретая тем самым новые свойства и ставя перед собой новые задачи.
Жизненным
циклом проекта считается /33/,
|